Игровой диалог №3 (17.10.2013) с Михаилом Костровым

Автор Софи Игнатьева

“Софико, напиши что-нибудь!” – так оно все и начинается всегда, а потом Софико пишет о каждом занятии и ее уже не остановить.Ну, что ж, сами напросились)
Меня всегда удивляло: почему, когда пишет отзывы курс “А”, то все понятно: условия упражнения, конкретные ошибки и положительные моменты (ну, иногда хохмы еще какие-то), а когда пишет курс “Б”, то понятно только одно – ребят переполняют эмоции? Теперь понимаю: Миша делает упор именно на внутреннем, “сначала настройтесь, почувствуйте право выйти на сцену”. и чтобы это внутреннее вынуть Миша пользуется специальными психологическими тренингами, которые разносят рациональное мышление в щепки (да и, честно говоря, оно там только мешает).
Однако, я все-таки постараюсь разложить все по полочкам. И, первое упражнение направлено на то, чтобы размять тело. Каждый в своем режиме, движения плавные, суть в том, чтобы в каждой части тела столкнуться открытая и закрытая фаза (согнутый локоть – закрытая фаза, разжатые пальцы – открытая). Ни в одном упражнении нельзя забывать золотое правило: “Чем будем удивлять?”, т.к. упражнения мы делаем для себя, то и удивлять необходимо себя, короче: рвите свои шаблоны.
А чтобы проверить, действительно ли вы их рвете – вот вам новая вводная: Миша бьет в барабан, мы застываем в позах (вот тут-то и можно увидеть: застываешь ты в одинаковых все время позах или меняешь их все время), которые проходили в данный момент и пытаемся понять какой эмоцией эта поза может быть вызвана. По второму удару мы наиболее ярко ее выплескиваем. Тут для меня было самое сложное это найти в себе соответствующие эмоции так быстро, как этого требовал Миша.
Еще мы учились садиться на стул. Садились на стул мы в разных настроениях, разными героями и в разных местах, короче, тренировали наше многоранное “Я” в предлагаемых обстоятельствах, меняли свой настрой и характер, реакции умышленно и осознанно. “Главное в этом процессе – понять как ты усаживаешь свою задницу на стул”.
Хорошо, мы поняли как можно садиться на стул, а теперь мы должны понять что с ним можно делать еще: выбираем три позы (одну сидячую, одну лежачую, одну стоячую; все позы могут быть относительно стула, могут использываться предметы в зале) и запоминаем в деталях(куда смотрят глаза, как зафиксированы руки и ноги), а теперь соединяем три позы в одну сюжетную линию и прокручиваем ее несколько раз по кругу (помним про внутренний монологи углубляем его, добавляем туда все больше и больше конкретики). Хорошо? Не вопрос – усложним еще задачу: теперь к каждой позе должна быть разная пристройка (пристройка с низу – пристройка типа подчиненный-начальник; пристройка нейтральная – пристройка типа два друга; пристройка сверху – начальник-подчиненный).
Научились делать такое со стулом – вот вам живой партнер, раскручивайте цепочку (сначала оба снизу, потом один нейтральный, потом он же становится сверху; теперь второй становиться нейтральным и, потом, сверху; а теперь первый – и так, пока вы не поймете психологически, что перегнуть партнера вы больше не сможете, тогда идете вниз). Тут такая штука возникла: когда твой партнер с тобой на равных иногда твой настрой, тот самый, который был “сверху” куда-то пропадает и ты не то что начинаешь все сначала, но со ступеньки ниже.
Теперь мы меняем виды пристоек в с каждой фразой партнера в игре слово-за-слово (Я бросаю фразу “сверху”; партнер отвечает “снизу”; я отвечаю “снизу”; партнер отвечает с”верху”) – вот это упражнение мне очень сильно напомнило отработку разных фаз конфликта (ты дурак, нет ты дурак (момент, когда столкнулись две верхних пристройки), ты дурак, да я дурак, я дурак, нет ты не дурак (слабая и сильная) и я дурак нет я дурак (две слабые)). Окей? Нет! Не “окей”! Теперь меняем пристройку как минимум один раз внутри одной реплики, таким образом оттачиваем речевые узлы.
И вот он перерыв! После чего играем лавочку (лавочка проходит по правилам карусели+проходящие персонажи). Проблема в основном в том, что поиграть хочется яркость, а мы играем не острые предлагаемые обстоятельства, где быть яркими=быть не естественными. Очень хорошо, когда создается два плана (сегодня у нас были мистические персонажи и персонажи реальности), но для этого нужно очень аккуратно работать. И печально, если партнер на сцене недогоняет вашу идею (Лена Вахрамеева сегодня, когда говорила о том, что не слышала, что Ромина девушка говорила по телефону ему потом не поняла, что Рома слышит людей вокруг, а она – нет, хотя идея Миши была гениальна).
И на десерт – киндзадза. Для начала следует описать правила:
1) Это театр абсурда
2) декорации на площадке можно трогать, перемещать нельзя
3) из-за того, что это театр абсурда нужно быть максимально естественным
5) конфликт должен быть внутренним
6) Конфликт выносится наружу через контакт с партнерами
7) Ничего из “земного мира” не должно переместится в наш новый мир
Вот тут я получила настоящее удовольствие – это было творчество свободное от головы, когда ты выносишь на сцену не то, что должно быть правильным, а то, что истинно верно(ибо диктует тебе это все интуиция), тут рождаются, как по мне гениальные мысли и фразы, такой глубины, какой я даже на чистом не видела. Хотя очень и очень многое тут решает контакт и в этом смысле мне повезло – играла я с Ромой Мацаенко (его я уже год знаю, по этому было отчасти проще), а второй партнер (прости, категорически не помню как зовут) на столько органично закрылся в себе, при этом реагируя на нас с Ромой и принимая правила нашей игры, что вышло просто прекрасно (во всяком случае, я получила удовольствие от игры). Спасибо за киндзадзу.
И, хотя, я уже давно отвыкла от какого-либо разогрева и упражнений перед игровым занятием (а этот опыт в группе “А” приобретали вместе с игровым, путем проб и ошибок на протяжении игры слово-за-слово или чистого, или плотов), ту же самую киндзадзу потянуть без определенного настроя будет тяжеловато (круто было бы попробовать перед ней упражнение “сон” – мне кажется, они просто идеально сочетаются). Но главное, помнить: нельзя бояться импровизировать – тогда все придет.