Занятие 3 курса с Михаилом Костровым 27.10.13

Автор Ольга Выходченко

Сколько читала отзывы о занятиях с Мишей, никак не могла понять, почему они такие сумбурные и не особо логичные – из описаний толком не понять, что именно там происходит, зато эмоции через край. Теперь, когда я сама имела счастье побывать на занятии, все в какой-то мере стало на свои места. Попробую своим сверхлогичным мозгом осмыслить и описать глубинно-подсознательно-интуитивные процессы, шедшие полным ходом в течение трех часов. Это интересно, так что читайте дальше, други мои!

Итак, все началось с разминки в центре зала. Движения плечами, потом шея и плавные покачивания из стороны в сторону. Очень хорошая вещь разминка, ибо во-первых, – это как бы момент перехода из реальности обычной жизни, в реальность занятия, переход в другое состояние. Во-вторых, через физику прекрасно расслабляется психика. Только после расслабляющей разминки я поняла, насколько была напряжена до нее. Буду стараться делать такое перед каждым занятием.

Дальше еще одно интересное упражнение на расслабление-напряжение. Мы разделились на первые и вторые номера.  Первые номера должны были принять какие-то выразительные позы сидя или лежа на полу (при этом будучи полностью эмоционально расслабленными), а вторые – примерить на себя персонажей с одной или больше характерностями и акивировать сидящих при помощи касания. Объяснять все тонкости и правила не буду – это долго. Но насколько я поняла, целью упражнения была тренировка способности мгновенно вбрасывать себя из энергично-активного состояния в абсолютно расслабленное и наоборот. Кроме того – развитие внимания. Нельзя было полностью уходить в себя, тут ведь нужно реагировать на касания партнера, продолжать с ним взаимодействать, а не превращаться в забавного аутиста))). Лично у меня получалось не очень – проблемы с расслаблением. В голове постоянно какая-то паника – “что делать? что делать?” От этого наверное и вера на сцене сильно хромает – слишком много контроля ума.

Следующее упражнение – “монолог по кругу”. Первый человек произносит второму монолог, второй перехватывает и моноложит третьему. В это время первый как-то пристраивается ко второму, то есть продолжает с ним взаимодействовать, чего-то от него хотеть (но молча). Тоже трудно описать сей процесс словами. Я поняла, что монолог должен быть своего рода уходом в себя, вытаскиванием наружу внутреннего протеста и/или конфликта. Причем говорить, то что говорили ребята на уровне ума, то есть умственного сочинительства и придумывания, как мне кажется, невозможно. Это чистое подсознание открытого канала. Уже на этом этапе с моим мозгом а затем и с телом произошел какой-то коллапс. Ум стал протестовать – “я это не буду, не хочу, не умею, не знаю как”. Тело напряглось и внутренне скукожилось… я не знаю, можно ли этому вообще научиться. Для меня, как человека занимающегося писаниной профессионально, текст – это очень четкий логически выверенный и правильно оформленный результат мыслительного процесса. В импровизации “Слово за слово”, на Плотах тоже есть моменты говорения из потока, а не от ума, но для меня – это 5% – остальое “подумал – сказал”, “подумал, взвесил, сказал”. Тут такое не прокатывает. Я в печали…

После перерыва была “Лавочка”. Вообще я Лавочку как формат не люблю – слишком быстро, много беготни и болтовни ни о чем. Но у Миши понравилось. Удивил тот уровень глубины на который погружались ребята, и комментарии Миши. Требования к происходящему на сцене очень высокие. Для себя я вынесла ценные правила, которые вроде бы и раньше слышала, но както-то только сейчас дошло. Во-первых, нужно чтобы герои выстраивали отношения, чего-то хотели именно друг от друга, а не вообще. Гениальная фраза Миши: “Отношения берутся от отношения. Если я забываю о своем оношении к миру, к своим снам, к самому себе, то как я могу найти отношение к девушке на скамейке?”.
Во-вторых, очень важно развивать второй план. Что-то должно существовать за рамками этой скамейки – полифония личности, другие измерения, полунамеки. То есть надо что-то иметь ввиду, а не быть прозрачным как стеклянный аквариум. Ошибка: “вы играете то, что играете”. А как играть тоньше? Это сложно, но надо некоторые вещи выражать поведением, не озвучивать все, чо имеешь ввиду- это скучно. Миша объяснил, что для театра нет ничего хуже, когда актер говорит: “я тебя люблю” и это же имеет ввиду. “Очень скучно говорить о своих чувствах. Надо показывать их телом и поведением, как бы скрывая”. В общем, Лавочкой я была заворожена. Понравилось также, что ребятам разрешалось переначинать несколько раз, исправлять свои ошибки.

Последнее упражнение “Кин-дза-дза” наоборот – морально подавило и можно сказать добило. Тут нужно погрузиться в нереальный мир и по-моему полностью лишиться ума (со стороны выглядит, как комната психов в дурдоме, если честно). Если мои самые нелюбимые упражнения – Сон, Инопланетяне и Радиотеатр, то Кин-дза-дза – это апофеоз всего перечисленного.
Из объяснения Миши об упражнении – “это когда из ничего делаешь всё и когда всё может быть всем – сплошной подтекст. Нужно чтобы что-то, у чего смысла нет, обрело смысл и стало источником энергии”. Я с одной стороны, вроде понимаю, что надо делать, но мой мозг мыслит настолько иначе, что не было такой силы в тот момент, которая заставила бы меня выйти и сделать это упражнение. За это я тут же обозвала себя труслом и сама же на себя обиделась – короче сэмоционировала. Плохо. Так делать нельзя. Ведь моя цель научиться, а не получать позитивные эмоции. И я очень хочу научиться, только пока что не знаю как – мой мозг в этом против меня. Внутри очень сильное чувство протеста, напряжение, закрытие, замыкание и как результат полный паралич. Если кто-то знает, что с этим делать, буду очень благодарна за совет, а то печаль печальная(((

В целом я очень благодарна Мише за занятие – получила огромный спектр эмоций, новые знания о себе, актерском мастерстве и театре, бесценный опыт. Увидела, что есть совершенно другой способ мышления и подход к обучению. Есть упражнения, которые лично мне очень нужны, но которые на данный момент  – все равно что заговорить на китайском. Очень надеюсь, что сумею договориться с самой собой и справиться со всем этим. Еще раз огромное спасибо!))