“Актерское внимание” с Михаилом Костровым 28.10.2013 и 29.10.2013

Автор Ольга Выходченко

“Внимание управляет реальностью”, – любит повторять Анатолий Николаевич. А мы его вроде и слушаем, но до конца все равно не понимаем НАСКОЛЬКО он прав. На занятии Миши завеса чуть приоткрылась. Оказывается, с помощью техник и упражнений по управлению вниманием можно творить волшебство – настоящее! Не мудрствуя лукаво, дальше обо всем по-порядку. 

Итак, сначала разминка. Обратила внимание, что после прошлой у меня осталась крепатура – вот же ж немощь))

Дальше первое упражнение – “Прожектор внимания”. Нужно представить, что у тебя во лбу фонарик, только излучает он не свет, а внимание. На что ты смотришь, то и освещено этим лучом. Выбираешь 1 предмет и разглядываешь его до мельчайших подробностей. Я выбрала кондиционер – он до сих пор стоит у меня перед глазами – как фотография. Мне теперь кажется, что фотографическая память – это просто способность в какой-то момент довести свое внимание до 100%. Тогда этот объект, человек или ситуация отпечатывается в мозгу намертво – уже не забыть. Я так учила английский, кстати.
Потом надо было выбрать еще один предмет и перемещать луч внимания с первого предмета на второй, постепенно увеличивая темп. На этом этапе возникла проблема – сложно удерживать должную концентрацию только на этих двух предметах, плюс всякие мысли лезут в голову. Не получается долго быть в состоянии «здесь и сейчас» – но хорошо уже, что хотя бы понимание этого пришло. Как сказал Миша: «Это не проблема – это этап!»

Затем еще одно интересное упражнение – рассматриваем собственную руку. Делаем луч внимания очень маленьким, будто точка лазера и тщательно-тщательно, но очень плавно перемещаем его по всей руке, включая плечо. Я для удобства сначала представляла, что по мне ползает муравей, потом, что на меня напали зомби и мне надо исследовать каждый миллиметр руки, чтобы понять, заразили меня или нет. Миша сказал, что такие фантазии допустимы, если они помогают удерживать внимание и не скучать. Если кому-то это удается и без придумывания предлагаемых обстоятельств, то пожалуйста. Потом рассматривали уже обе руки, все тело, иногда ныряя вниманием вглубь на тех участках, которые недоступны глазу.
После разбились на пары. Задача рассматривать партнера. Только еще одно маленькое условие. В то время как лучик внимания перемещается по человеку напротив, внутри тебя самого перемещается шарик внимания, причем не симметрично с внешним лучом. Я прямо физически чувствовала этот перемещающийся внутри меня шар. Он ощущался как комок энергии. И тут на меня снизошло озарение, что внимание – это и есть энергия! Всплыло сто раз читанное: “там где внимание, там и энергия”. Дошло только сейчас.

Следующее упражнение – берем предмет и проделываем с ним процесс. Предельно внимательно! Я взяла деревянную расческу и пересчитывала в ней зубцы. Когда сделали это несколько раз, пытаемся сместить внимание зрительное на внимание тактильное – что чувствуют наши пальцы? Я как-то сразу ощущала больше пальцами (ибо кинестетик), поэтому пришлось переключиться на глаза. Сложно! Сложно посчитать 11 зубцов не пальцами, а просто глазами. Еще одна фишка этого упражнения – снятие шаблонности мышления. Через какое-то время понимаешь, что 25 раз проделанный процесс, можно проделать совсем по-другому, изменив при этом только параметры внимания. Это освобождает от автоматизма и позволяет посмотреть на заученное действие по-новому, что для актера ой как важно! Побочный эффект – возникла любовь к расческе. Никому ее теперь не отдам)))

По ходу упражнений выяснилось, что внимание обладает несколькими параметрами. Например, силой и формой. Можно смотреть на предмет чуть рассеянно или очень пристально, можно в одну точку, а можно, как бы расфокусировано, замечая на метр вокруг. При этом, когда внимание очень пристальное, возникает ощущение, что рассматриваемый предмет притягивается к тебе. Говорят, об этом писал М. Чехов – надо почитать. А заодно поэкспериментировать с одушевленными предметами. хехе, посмотрим, как они реагируют))

Очень важная штука – узор внимания. То есть то, в каком порядке, с какой скоростью, силой и формой, человек распределяет свое внимание. Это зависит от профессии, типа личности, жизненного опыта и много чего еще. Миша привел такой пример: по городу Барселоне идут три человека – архитектор, бабник и автомеханик. Скорее всего, архитектор в первую очередь будет обращать внимание на здания, а только потом на машины и женщин, механик – на машины, только потом на здания и так далее. У этих людей разный приоритет внимания, их взгляд скользит по разным линиям в одной и той же ситуации, они смотрят по-разному! Это действует и в обратном порядке – если изменить свой узор внимания, то можно на время стать другим человеком.
Я это почувствовала сполна, когда выполняла следующее упражнение: надо было исследовать комнату, постоянно отслеживая и анализируя свой узор внимания. А потом поломать его. То есть если в естественном режиме я довольно быстро ходила по комнате и обращала внимание на мелкие детали и предметы. То потом стала ходить медленно и в первую очередь втыкала на обширные поверхности и фактуры, трогала все руками. Мир за секунду изменился! Точно как говорил Миша – ощущение поехавшей крыши))) Я еще вспомнила, как обычно покупаю одежду. Захожу в магазин и быстро просматриваю все ряды и вещи, потом возвращаюсь и по второму кругу то же самое смотрю. А кто-то другой наоборот – тщательно рассматривает все с первого раза, выбирает, покупает…вот оно в чем дело – в узоре внимания!

Мы выяснили, что узор внимания имеет темп, линии, узлы (где фиксируется). Работая над ролью, человек должен понять, КАК на этот мир смотрит его персонаж. «Меняя манеру смотреть, ты полностью меняешься сам. Ты впускаешь внутрь себя другой характер и являешься средством доставки этого характера к зрителю» (снова слова Миши). У ребят возникало много вопросов: как это сделать? нет ли риска свихнуться? и так далее. Миша много отвечал. мне очень запомнились его слова: “Актерство – это совершенно другое качество жизни, другая психомоторика. Это гибкость психики и тела, умение смещать точку сборки туда, где она находится у персонажа. При этом актер не обезличивается – он просто стряхивает на время с себя то, что ему нужно для решения бытовых задач, может абстрагироваться от личного прошлого и опыта”. Можно провести параллель с мутантом или оборотнем))). Это был ответ на один очень важный для меня вопрос.

Еще делали упражнение с действиями. Разбились на пары. У кого-то в руках подушка. На ключевое слово фразы нужно бросать партнеру подушку. Потом усложнили – надо бросать подушку на каждое второе, третье и первое слово. Дальше без подушки, но на каждое значимое слово, надо совершать органичное действие. Это оказалось сложно – обдумываешь речь, начинает замирать тело. Обдумываешь движения, затупливает речь. Полифоничность внимания и мышления как-то недоразвита у меня. Но можно развивать – это обнадеживает.

Три часа пролетели как 5 минут! Занятие было архиважное и мегаинтересное. Я давно не получала такого удовольствия. Спасибо Мише и ребятам!)