“Признание” с Юрием Кляцкиным. 01.11.2013

Автор Яна Приступа

Сказать, что занятие удивило и заставило лично меня заглянуть себе вовнутрь – это ничего не сказать. И сразу вспоминаю пословицу «Самая страшная болезнь – это незнание собственной болезни!».

Юра сказал вначале занятия, что никто не останется к нему безразличным. Знал, что прав окажется.

Занятие началось с игры – это было своего рода поощрение для вовремя пришедших. Предоставлялась возможность при всех поделиться своей проблемой – тем, что тебе мешает жить, и от чего ты хочешь избавится. Почему-то, услышав проблему человека, почти все учащиеся начали задавать вопросы, а не говорить о возможных решениях, советах. Зачем? По ходу игры я поняла и свою проблему #1.

После этой разминки приступили к обсуждению на первый взгляд легкого, но, как оказалось потом, не совсем… вопроса: какая же разница между игрой и упражнением? Важно понимать, что в упражнении главное выполнить задачу упражнения, следуя определенным правилам.

Юра рассказал о трех типах актеров: по критерию ради чего играют?
1. Любитель – ради себя
2. Ремесленники – для денег
3. Профессионалы – для партнера – и это самое сложное…

На вопрос о том, если же нет партнера, то для кого/чего играть, привел законы моносуществования на сцене: игра для следующих:
1. Неодушевленный предмет
2. Воображаемый партнер
3. Зритель
4. Бог, высшие силы

После теории мы приступили к практике, а именно к игре “Слово за слово”. Нужно было сыграть этюд в основе которого лежало признание партнеру в чем-либо значимом для него. Мы выходили по парам и играли при всех. Один признавался, а затем менялись.
Важно знать ответы на вопросы: “Кто я, где я и чего хочу”.

Проблемой половины оказалось желание хорошо сыграть толи для себя толи для зрителей. Хотя, следовало просто сыграть себя в предлагаемых обстоятельствах.
Важно играть именно для своего партнера. Если то, в чем признался партнер не очень важно в жизни для Вас, то необходимо найти другую мотивацию внутри – поверить, представить и понять на время этюда, что это Вам важно и цепляет.

Идеально сыгранный этюд – это когда во время него происходит переоценка ценностей. И, может даже не один раз. Старайтесь измениться в процессе игры – это и была моя проблема, так как и в этюде я отреагировала спокойно на донесенную мне важную и оскорбительную информацию. Потому как в жизни отношусь к большинству вещей спокойно. Здесь и осознала свою проблему #2.

Юра комментировал этюд каждой пары. Объяснял, что необязательно давать негативную окраску этюду, а стоит попробовать сделать его комичным, веселым, радостным. “Также, не стоит перегружать этюд деталями, объясняться. Если Вы видите, что партнер входит в замешательство – берите инициативу на себя. Наступите на свое эго – сыграйте для партнера!, – говорил Кляцкин, – И запомните, что театр строится на растоптанных самолюбиях.”

Упомяну еще некоторые правила:
– не стоит сглаживать все в этюде, будет не интересно зрителю;
– не будьте глупыми – играйте разумные ситуации, т.е. те, что реально могут случиться жизни;
– важно держать постоянную интригу, чтобы зрителю было интересно, а что будет дальше.

Под конец занятия заметила, что многие задумались о том, что играть очень сложно, может некоторые ученики размышляли, что им может и совсем нереально постичь театральное искусство, но Юра вовремя поставил ударение на том факте, что актерскому мастерству можно обучить всех, у кого было детство.

И, дав нам совет прочесть биографии великих людей, которые изменили историю, отпустил домой.

Восхитительное занятие! Запомню его навсегда.