Импровизационные упражнения “Алфавит”, “Два еврея” с Юрием Кляцкиным (06.11.2013)

Автор Pavel Karach

Одно из самых плодотворных занятий в студии в моей сравнительно небольшой практике. Мало того, что присутствовало на нём меньше половины группы, так еще из тех, кто присутствовал, не все смогли принимать участие в игре с самого начала. Но обо всем по порядку.

Итак, первое упражнение – “Алфавит”. Казалось бы, условия схожи с обычным “Слово за слово”: играем импровизационный этюд в паре, соблюдая все соответствующие правила. А именно: играющий должен знать ответы на вопросы “Кто я?”, “Где я?”, “Чего хочу?”, соблюдать цепочку “событие-оценка-пристройка”, мизансценирование, темпо-ритм, менять способы, процесс – проблема и т. д. Но есть одно отличие: играющие “бросают” фразы по очереди, при чем первая фраза в этюде должна начинаться со слова на букву “А”, и дальше можно говорить всё, что угодно, пока партнёр не скажет следующую фразу, начинающуюся со слова на букву “Б”. И так далее в порядке букв по алфавиту русского языка.

Т. о. критерием для участия в упражнении стало точное знание алфавита. Кто смог его назвать в начале занятия, не пропуская букв и не меняя их порядок, только тот и получал от Юры допуск для участия в упражнении. Оказалось, это не так просто.

Как показала практика, недаром данное упражнение используется как новичками, так и актёрами со стажем для того, чтобы набрать форму и “разогнать мозг” в импровизации. Оказалось, большое количество “оперативной памяти” занимает процесс вспоминания следующей буквы в алфавите, и для соблюдения остальных правил импровизации многим играющим, в т. ч. и мне, категорически не хватало концентрации. Вот тут-то во всей красе и предстали любимые ошибки: “одинаковость”, монотонность, отсутствие цели и внимания к партнеру, веры в предлагаемые обстоятельства…. Как следствие – только одной паре удалось выполнить задание до конца, т. е. дойти до буквы “Я”. Однако полезный игровой опыт смогли получить все присутствующие.

После перерыва на импровизационную сцену вышли всем известные “Два еврея”.  Играем те же этюды “Слово за слово”, но уже в вопросительной форме: каждая фраза этюда должна заключать в себе вопрос к партнёру. Вот тут понадобились знания, полученные нами на занятии Анатолия Николаевича, а именно: какие бывают вопросы. Если вопрос предполагает односложный ответ “Да” или “Нет”, то это простой. Если он имеет своей целью узнать какой-либо факт из жизни партнера либо общий (“Ты куришь?”, “Который час?”), то информационный. Самыми же интересными являются т. н. творческие вопросы:

– альтернативный – т. е. предлагаем отвечающему варианты ответов (“Какую позу в сексе ты предпочитаешь: сверху или сзади?” )

– ситуационный – ставим отвечающего в определённую ситуацию, чтобы узнать его точку зрения (“Если бы тебе предложили хорошую работу в далекой стране с абсолютно чуждой культурой, например, мусульманской, и туда нужно было бы уехать на несколько лет, а твоя жена категорически против и грозит тебе разводом, чтобы ты сделал?”)

– провокационный – имеющий цель не столько получить ответ, сколько вызвать у отвечающего определенную эмоцию, при чем как в “+”, так и в “-” (“Милая, ну как ты, умная, рассудительная, всегда трезво мыслящая женщина могла подумать, что у меня что-то может быть с этой глупой уродиной?” или “Ты дебил или притворяешься?”)

– сложносочиненный – объединяющий в себе два или более видов вопросов (“Если мы с тобой окажемся вдвоём на необитаемом острове, то займемся сексом сразу или ты пару дней поломаешься?” – ситуационный+альтернативный)

– вопрос “без вопроса” – например, когда задающий молчит, но всем своим видом даёт понять, что ситуация требует пояснений.

Настоящий взрыв мозга у играющих наступил, когда во время этюда Юра хлопками задавал вид вопроса, которые необходимо использовать в игре.

Хотел бы также отметить умение Юры в процессе обсуждения сыгранного точно указывать играющим на их ошибки и говорить им именно то, что будет наиболее полезно. Для себя, кроме всего прочего вынес с занятия следующее: профессионал от любителя отличается тем, что играет с партнером и для партнера! Спасибо всем!