10.11.13. Наблюдение за занятием 3-го курса. Преподаватель Миша Костров. “От монолога, к этюду”.

Автор Лиза Стребкова

К счастью, новички имеют возможность развивать себя и получать косвенный опыт благодаря посещению занятий 3-го курса, в качестве зрителя. И вот после очередного моего наблюдения за происходящим на занятии у “старичков”, Миша решил, что нечего мне сидеть без дела, пора писать в блог, чего ж я тут увидела. Ну что ж, с удовольствием.

Для начала, ребята немного размялись. Размяли тела и разгрузили психику. На лицах появились довольные улыбки. Как обычно, перед переходом к основной теме, Миша дает несколько подготовительных упражнений:

1 упражнение 5 шагов: из названия ясно – нужно пройти 5 шагов. С каждым шагом внутри должна наращиваться энергия. На 5 шаге, как только вы касаетесь земли, вы переступаете через определенную черту, за которой энергия максимально переполняет вас (прошу прощения, если я не точно передаю условия упражнения, но я поняла его так).  Начали шагать. Каждый из ребят прошелся несколько раз. Что меня сбивает на занятиях у 3 курса, так это постоянный шум. Кто-то входит, кто-то выходит. Зрители иногда шумят. Даже ребята периодически разговаривают, смеются, комментируют. Думаю им это уже, по большей части не мешает. Но со стороны изредка выглядит, немного несобранно. По окончании упражнения, Миша спросил у кого получилось. Руки подняло 5 человек из 11-ти. Кто знает, что тому причина.

2 упражнение – 5 действий: взять 5 связанных между собой действий, сыграть их исходя из того кто я? где я?чего я хочу? к чему приведут эти действия?.. Очень четко нужно понимать чем отличается процесс от действия: тем что в процессе – несколько действий. Действия должны быть точными, их повтор – не механическим. Затем, без потерь энергии, нужно было поменять темпоритм. Сделать 5 эмоциональных состояний в разных по длине действиях, в рамках придуманной драматургии. Как мне показалось со стороны, ребятам это вполне удалось.

3 упражнение – монологи. Разбились по парам, в течении 5 минут друг другу рассказывали монологи. Эмоционально, ярко, чувственно. В общем как всегда, это у них получается. Но тут неожиданно подкралась основная тема занятия. После того, как они попрактиковались друг на друге, ребятам было дано задание, за 5 минут записать и установить для себя основную цель монолога, который они перед этим проговаривали, сделать как минимум 3 узла и 4 действия, и воплотить это в полноценном этюде.  И понеслась…

Сначала ребята взялись за работу с воодушевлением, но постепенно, заметно было, как оно падало. Основную цель монолога нашли, пути как к ней идти выбрали, узлы ясны. Дальше было сложнее. Миша попросил прорепетировать свой этюд и затем рассказать его на сцене. Но даже репетиции ребята стеснялись. Долго никто не хотел проговаривать монолог вслух, хотя ясно, что если все начнут, никого слышно не будет. Но постепенно, работа закипела и вот вышел даже первый отважившийся показать свое творение Мише. Но, Миша останавливает его монолог, так как он не соответствует условиям: “Ты выбрал меня как партнера, а партнера у тебя нет. Ты должен рассказывать самому себе”. Задача не из легких. Нужно поставить себя в определенные обстоятельства, когда ты решаешь проблему внутри себя, разговаривая сам с собой. При этом сохранить все правила постановки этюда.  Как оказалось, у большинства была именно эта проблема – они отлично могли рассказать монолог партнеру, но с собой это обсуждать было куда сложнее. В конечном итоге, каждый показал свой вариант, услышал над чем ему стоит поработать, что усовершенствовать. Основной просьбой к монологам была парадоксальность. Для того чтобы было интересно, они должны быть парадоксальными. Несколько ярких примеров подтвердили это. Всех отправили домой, доводить монолог до шедевра и сдавать в следующее воскресенье.

На самом деле, можно поразиться тому, как за 1 занятие возникают полноценные, умные, глубокие этюды. Мастерство актера и несколько точных подсказок от режиссера творят чудеса.

С другой стороны, занятие достаточно загрузило меня, меня – человека который просто наблюдал со стороны. Как же многому еще нужно научиться.