Монолог. Формы монолога. С Михаилом Костровым 11.11.2013

Автор Ольга Выходченко

Что такое монолог? Почему он возникает? Вроде бы несложные вопросы, но без ответа на них невозможен театр. Перефразирую: без правильного ответа на них, невозможен хороший театр.

«Часто за монолог принимается рассказ или просто речь, но это далеко не одно и то же, – начал объяснения Миша. – Монолог – это всегда действие, направленное на партнера с целью решить какую-то задачу.  Монолог очень целесообразен. Это не просто высказаться, а высказаться ЧТОБЫ… (рассмешить, переубедить, огорчить, воодушевить)»

Рождается монолог потому, что у человека проблема, по отношению к которой есть активная жизненная позиция. Не просто «Меня волнует судьба морских котиков », а «меня она настолько волнует, что я продам все свое имущество и поеду  в Заполярье  спасать популяцию, и еще половину друзей с собой возьму» (котики вообще живут в Заполярье?))).

Выяснилось, что партнерами в монологе могут быть альтер эго, партнер или группа партнеров, зрители в зале. Лично мне кажется, что еще могут быть воображаемые партнеры и высшие силы – Бог, духи, ангелы и т. д. (это имхо).

Монолог может быть словесным, телесным (танец, например) и чувственным, одноходовым и многоходовым. А ход – это смена окраски.

Вот вроде бы и вся теория вкратце. Дальше началось самое интересное – упражнения. Маленькая ремарка – мне очень нравится, что упражнения у Миши на занятиях идут от простого к сложному. То есть не «получил теорию – выдай гениальный монолог», а по нарастающей, плавно, но прогрессивно.

Сначала было задание определить наиболее волнительную проблему и вслух произнести монолог. Все это делали одновременно, поэтому вроде как не страшно – никто ж не слышит, что ты там себе бубнишь под нос. Затем разбились по парам и читали монологи друг другу. При этом партнер выполнял функции альтер эго – то есть провоцировал, заставляя двигаться к цели.

Дальше делаем тоже самое, только у себя в уме. Теперь мы сами себе и эго, и альтер эго. Проговариваем монолог и сами же его комментим… Вот тут я заметила одну интересную штуку. Мое альтер эго на меня орет и матерится, всячески выражает неудовольствие. Но я то понимаю, что у меня внутри нет никого кроме меня самой же. Как сказала одна моя знакомая психологиня: «У всех моих внутренних демонов одно имя – мое собственное». Так вот! Если тот, кто сидит в пруду (тот, кто меня пугает, ругает и гнобит) – это и есть Я, то Я же могу его заткнуть, ну или хотя бы договориться об условиях перемирия. Я же достаточно адекватна, чтобы сама с собой поговорить и договориться)) а это очень важное открытие – как для сцены, так и для жизни.

Дальше больше. На каждую реплику Альтер эго меняем окраску (грусть, счастье, удивление, гнев и т. д.). Очень интересно становится, когда понимаешь, что эмоциональная сторона психики очень гибкая и подвижная – можешь по своей воле вбрасывать себя в любую эмоцию. Только выбирай, да и все. Утром проснулся не в духе? Не проблема! Взял и закинул себя на волну неизбывного счастья.

И упражнение, которое взорвало мне мозг – «решительный-нерешительный». То есть берем какую-то проблему и начинаем произносить у себя в голове монолог с позиции патологически нерешительного человека (коим я кстати себя считаю). Проблема действительно кажется неразрешимой. Ты не знаешь что будет если то, что будет если это, ты замираешь и висишь в ступоре ничего не делая. Потому что очень страшно жить как бы вслепую, не зная наверняка, какие последствия вызовут те или иные твои слова и поступки, ведь нет никаких гарантий.

А потом ты берешь и ту же самую проблему моноложишь от лица сверхрешительного, прелесть какого уверенного в себе человека и о, чудо! Та же самая беда предстает в совершенно другом свете. Ты себе думаешь: ну если не так, то как-то да будет, потому что не может быть, чтобы никак не было. Будем делать, а дальше посмотрим по ситуации. И этот уверенный человек оказался у меня довольно аморальным типом с холодным расчетливым умом – вижу цель, не вижу препятствий. Вспомнились «Множественные миры Билли Миллигана».  Я думаю, очень эффективно уметь менять субличности по собственному желанию. А для этого надо сначала выучить зоопарк в лицо, чем мы на занятии и занимались…

Под конец – самое интересное. Миша диктует 5 строчек:

-Я хочу остаться одна.

– Смотреть, как земля покрывается снегом.

– Собирать по квартире твои вещи.

– Заваривать чай и забывать про него.

– Чтобы пить холодным и слушать ветер.

Мы сначала для себя, а потом для партнера произносим эти слова.  Задача состоит в том, чтобы говоря текстово одно и то же, подразумевать совершенные различные смыслы. Каждый раз, повторяя фразу, делать это по-новому, доставая из шкафчика другую историю и краску. Я думаю, это прекрасно тренирует способность создавать подтексты и двойные смыслы на сцене – не говорить “люблю”, когда любишь, а говорить, например, о погоде или о новом фильме, но говорить это так, чтобы не осталось малейших сомнений – “люблю”. Я это своим умом понимаю, а описать словами трудно, поэтому не берусь объяснять дальше.

В качестве бонуса сделали «5 шагов» по М. Чехову. Это упражнение описано в одном из предыдущих постов, поэтому не буду на нем останавливаться. Но знайте, оно прекрасно!
На меня потом полметро косилось – с такой довольной рожей я ехала после этого упражнения и занятия в целом. Мише как-то удается разворачивать в людях игровой инстинкт. Приходишь – страшно, стремно, внутри сопротивлительно. А после первых упражнений – интересно, увлекательно, захватывающе, оцепенение спадает и что-то там внутри оттаивает. Я тогда вспоминаю, что очень-очень, почти что больше всего на свете люблю театр. На этой ноте наверное, стоит закончить. Спасибо Мише и милой дружелюбной группе Б!))