Монолог с предметом и тотальный отыгрыш с Михаилом Костровым 27.11.2013

Автор Ольга Выходченко

Ох, удивительное занятие – даже не знаю с чего начать! Для интриги скажу только, что даже самые обычные предметы могут претерпевать волшебные метаморфозы и рождать в голове истории, достойные кафкианских мозгов. Если знать, как…

Начали с разминки для мозга – “история в паре”. То есть один человек начинает рассказывать историю, другой в какой-то момент ее продолжает. Смысл задания в том, чтобы сделать чужую историю своей, быть внимательным и заинтересованным настолько, чтобы без заминки продолжить рассказ партнера. Мне чем-то это напомнило упражнение “Телега”. Действительно, внимание требуется стопроцентное, особенно, когда работаешь с человеком, которого видишь впервые.

Следующее задание: берем любой предмет, который трудно сломать (блокнот, ручка, подушка, пластиковая бутылка, ботинок – кто во что горазд) и проделываем с ним всевозможные действия. Главное, чтобы действия эти не повторялись. Например, если вы бросили свой ботинок на пол, то бросать его еще раз нельзя – нужно придумать другой маневр. Поначалу мозг протестует – дескать, что я могу сделать с несчастной шариковой ручкой? Ведь ручка – это всего лишь ручка)) НО! Я сама была в шоке, когда у меня ручка вдруг стала градусником, который кладут в рот, чтобы измерить температуру, потом дудочкой, дирижерской палочкой, дротиком, кинжалом, шприцем…
Ошибки на этом этапе: повторяющиеся действия, забывание о теле. То есть концентрируем внимание на предмете, забываем о движениях собственного тела, а куда без него?))

Дальше еще интереснее – теперь нужно с помощью этого же предмета рассказать историю отношений. То есть, предмет – это твой партнер. И хотя он не двигается и, как ни странно, молчит истории получаются ого-го! Я и не подозревала, что обычная ручка, которой я пишу каждый день, может полностью вынести мне мозг и в конце из ревности заколоть! Я то умом понимаю, что это не сама ручка,  а мое воображение такое творит, но катализатором стала всего лишь обычная ручка. И если такое возможно с предметом, то что уж говорить о живом человеке.
Вспомнила спектакль “Крик петуха” одной французской актрисы, который показывали в Киеве. Она целый час рассказывает историю своей любви, а в партнерах у нее только чучелко петуха, стол и мешок с кукурузой. Тогда это казалось чистой магией, теперь я немного поняла ее технику.

К человекам мы перешли в следующем упражнении. Разбились по парам – один произносит монолог, другой с помощью предмета этот монолог отыгрывает. То есть реагирует на события, дает оценки, переживает историю вместе с говорящим, только выражает свое отношение не через слова, а через тело и свой предмет. Это было очень интересно! На удивление, предмет не только не мешал мне, но позволял гораздо интенсивнее сконцентрировать внимание на истории партнера. Тут Миша дал мне мегаценный совет: “Попробуй не педалировать выразительность, а идти от своей природы, реагировать пусть менее ярко, зато органично”. Оно, конечно, страшно, но я попробовала и тогда впервые поняла разницу между просто выразительным поведением и наигрышем, за который была не раз ругана. Когда очень внимательно слушаешь партнера, так, будто он говорит самые важные вещи на свете, тело само реагирует достаточно выразительно. И главное, это выглядит естественно. Потому что когда думаешь только о том, как бы сейчас поярче оценку дать, то получается жуткая фальшь. А быть сверхвнимательной мне как ни странно помог предмет – на сей раз блокнот. И, конечно, наставления Миши.

Чтобы исправить ошибки, мы вернулись немного назад и сделали упражнение “тотальный отыгрыш”. В тех же парах один моноложит, а другой с ним в контакте делает псевдодиалог с оценками, отношением, но только без предмета. Это вроде как легче, но лично у меня концентрация внимания упала. То ли я уже слишком устала на тот момент (а это правда изматывает), то ли без предмета в руках сложнее держать контакт. Вот уж не знаю, почему! После упражнения вернулись к монологу с предметом – менялись ролями – то один произносит монолог, то другой.
Не могу не повториться – это чудесно и удивительно, что твое тело выделывает с предметом, когда ты перестаешь придумывать, что с ним делать и просто внимательно слушаешь историю своего партнера. Блин, вот так бы играть где-то на Плотах – цены бы нам всем не было. Я не знаю, насколько это было хорошо и правильно со стороны, но внутреннее удовлетворение, уровень отдачи, самозатрачиваемость – совсем на другом уровне.

Завершили занятие еще одним мегакрутым заданием: без слов и предметов, только при помощи тела рассказать партнеру историю отношений, а потом поменяться ролями и попытаться понять историю своего партнера. Чтобы было понятнее, Миша с Галей (которая с 3-го курса) продемонстрировали нам пример. И это не передать словами, как было круто. Без лишних движений, вообще без слов, только посредством взгляда, выражения лица, микромимики им удалось раскрыть настоящую драму. Я хоть в игре и не участвовала, а была просто зрителем, у меня была такая степень вовлеченности и напряжения, что наверное, если бы мне за шиворот бросили раскаленный уголь, я бы в тот момент не заметила. От сумасшедшей концентрации внимания и энергии, которая возникла у Миши и Гали, у меня все их действо записалось в голове как видео – я могу даже сейчас запросто пересматривать, отматывать и смотреть его снова. Настолько это было по-настоящему!

Потом мы делали то же самое каждый со своей парой. Сложно давалось – совсем незнакомый партнер, усталость, Миша и Галя перед глазами. Но что-то все-таки получалось. По моим ощущениям это было не ужас-ужас.

Потом, естественно, мы забросали Мишу вопросами – как так суметь, как они? А все вроде бы и несложно: нужна (по словам Миши) инвестиция в партнера. Он тебе дает какой-то посыл, а ты его не поглощаешь, а возвращаешь поток энергии действием. Главное – открыть ворота и впустить в себя другого человека полностью, добиться с ним резонанса, снятия психических и телесных преград.
Мне еще очень понравились слова, поэтому дословно цитирую: “Артист должен стать смыслом. Причем, он должен уметь становиться любым смыслом и этот смысл выражать. А чтобы это сделать, нужно этим смыслом стать”.

Меня, правда, всегда мучил вопрос – как из этого тотального переживания выходить. В самом начале своего обучения в студии, я была очень впечатлительной – могла после сложного эмоционально затратного занятия пригрузиться на два дня минимум. Поскольку так недолго тронуться умом, впечатлительность пришлось мне поубавить, но вместе с тем убавилась и способность переживать и вовлекаться во взаимодействие с партнером. Пока не нашла для себя золотую середину и ответ на вопрос – как на сцене переживать по-полной, а сойдя со сцены, вернуться в адекват и гармонию. Будем искать!))

Большое душевное спасибо сэнсэю Кострову за эти два часа, что были в моей жизни!))