“Магия процесса” с Михаилом Костровым 13.12.2013

Автор Ольга Выходченко

В самом начале занятия Миша спросил нас – хотите что-нибудь полегче или посложнее? Мы конечно не ищем легких путей и выбрали последнее. Не ошиблись – было сложно, но не давяще и депрессивно, а развивающе-эволюционно. Если вам ничего не понятно, то самое интересное дальше)))

После легкой разминки была команда разобрать предметы. Я по обыкновению ухватилась за книжку, но Миша сказал выбрать что-то менее привычное. Взяла красную свечу.
Задание – придумать процесс на 30 секунд с этим предметом и проделать его несколько раз, чтобы запомнить. Потом во время этого же процесса начинаем отслеживать акценты своего внимания, то есть то, на что в первую очередь мы обращаем внимание при взаимодействии с предметом – цвет, вес, шероховатость поверхности, форма. С каждым новым повторением процесса нужно акценты смещать, но не насильно, а как можно более естественно –  просто добавлять все новые и новые детали. Например, вначале я рассматривала неровности воска, из которого сделана свеча, потом обратила внимание на то, как от ее глянцевой поверхности отражается свет, на вес, то, как она ложится в руку и раза с 10-го прочитала, что сделали ее в Венгрии.

Затем мы разбили процесс на 3 части и каждую надо было проделывать с разным настроением. Еще раз удивилась тому, насколько легко по собственному желанию менять настроение и отношение к проблеме (по-моему, не только в актерстве полезно, но еще и ой как в жизни).
Когда это стало получаться, разделили процесс еще на 5 частей, причем так, чтобы они не совпадали с периодами смены настроения. Но оно и так не должно было совпадать, потому что 5  и 3 – немного разные цифры))))

Отложили предметы и сделали “5 шагов” по Чехову. Я уже писала, что люблю это упражнение – оно мало, что позволяет войти в нужное энергетическое состояние, так еще и способствует как бы воплощению, возвращению в собственное тело (лично у меня). То есть обычно я такая вся в мыслях, а “5 шагов” помогают войти в тело и заполнить собой пространство. Уже перестаешь быть просто говорящей головой, тело тоже начинает разговаривать, причем довольно выразительно. Любопытно, что лучше упражнение это получается, если делать его в группе (по крайней мере у меня).

Затем мы вернулись к предметам и совместили на первый взгляд несовместимое –  процесс, три настроения и “5 шагов”. То есть теперь надо было не только делать процесс 2 раза поменяв настроение, но еще и за 5 периодов нарастить энергетику и из нуля выйти в 100%. Первая мысль после объяснения Миши – это нереально, мой мозг сейчас скажет “оревуар” и сбежит через уши к соседу! Но сосед тоже делает это упражнение, поэтому деваться некуда)) На самом деле все не так сложно как кажется. Как сказал Миша: “Слона нужно есть по кусочкам”. То есть переходить от простого к сложному, постепенно наращивая темп. Если хвататься за все сразу, то ничего не получается, а неудачи демотивируют. Кому это надо?
Так вот! Всё у меня получилось. И настроение менялось и энергетика нарастала. И что самое удивительное – сделать это можно чисто технически. То есть не ища в себе какое-то мифическое вдохновение или поток, а просто владея техникой. Еще раз обратила внимание на то, как предмет помогает удерживать должный уровень концентрации внимания. Он как проводник что ли…как в фильме “Начало”, когда предмет был триггером настоящей реальности.

В конце концов мы отложили предметы и получили задание придумать 5 спонтанных движений телом (но не танец), связанных между собой. И делали все то же самое, что с предметом, только теперь с телом. Сначала отслеживали акценты внимания – на какой части тела наше внимание во время того или иного движения концентрируется, потом добавили 5 разных настроений и плавно их меняли. У меня были – неуверенность/несчастье, злость/решимость, радость, страх/опасения и безразличие/принятие. Самое сложное в этом всем было отматывать движения в обратном порядке. Но под конец и это стало получаться, причем в разы быстрее, чем в самом начале. Снова подивилась своей психике – первая реакция на новое упражнение – “нет, это сложно, никогда не получится”, а в конце – “блин, так это же проще простого!”.
Короче, мой вывод – главное делать и не бояться своего же страха с самого начала. Просто делать, делать и делать, а оно рано или поздно приведет к нужному результату. А если нет, то рядом есть Миша, который всегда подскажет в чем ошибка. Не смотря на то, что нас много, он как волшебный джинн успевает отследить и оказать помощь каждому ученику. Это очень круто! Не чувствуешь себя брошенным на произвол судьбы и растерзание собственных страхов – всегда есть поддержка.

Последним заданием было заменить своим странные движения похожими на них бытовыми, но сохранить при этом сменяющуюся череду настроений. То есть внутри все должно остаться, как было, а внешне это должно выглядеть естественно и натурально – так, как люди могут вести себя в природных условиях (загнула, да?)). Тут до меня впервые дошло – КАК это должно происходить на сцене. А то нам говорят часто – “меняйтесь, подключайте внутреннюю речь, рождайте действия изнутри, а не от ума, не замирайте” и так далее. Так вот теперь стало хоть немного понятно, как именно этого добиться – вот такими вот простыми техниками и упражнениями. Знала б я их раньше, не мучилась бы от неудач и непонимания.
В результате, как я уже говорила, появилось ощущение тела, себя в пространстве, ощущение других людей – я будто бы их увидела по-настоящему.
Плюс существенно поднялся уровень энергии. Это совсем уж невозможно объяснить словами, но надеюсь, кто-то что-то поймет из моих описаний, проделает это дома и сам всё ощутит.

Еще раз спасибо Мише за прекрасные упражнения, помощь и поддержку. Это дает надежду и уверенность в том, что всё получится))