17.12.13 – Плоты с Нееловым

Автор Елена Речич

Всем добра!

Так вышло, что это мое первое занятие , которое проводил Анатолий Николаевич. Но , видимо, все происходит в свое время. Должно быть так, как оно должно быть..
Играли “плоты”… Точнее будет выразиться, тренировались как их играть ” по нееловски” 🙂 Во всяком случае, для меня вырисовалось некое отличие от плотов ” по костровски” .
Не то, чтобы определилось существенное отличие в правилах, но оно все-таки есть. Как пример: если “вторая звуковая дорожка” на плоту у Миши допустима ( при условии, если это органично и не мешает “первому плану”), то у АН – категорически нет.
В целом, общие правила известны всем студийцам и остаются неизменны:
1. Цели: что я хочу
2. Событийно оценочн. цепочка
3. Путешествие в партнера
4. Выразительные средства: темпо -ритм и интонация
5. Объем личности: есть ли что сказать миру.
В нас они заложены основательно ( спасибо, Миша, за твою кропотливую работу), но при этом у меня постоянно присутствовало ощущение новизны. Все вроде бы так, да не совсем так 🙂 Несмотря на то, что многое ты уже слышал неоднократно и что-то да знаешь, в практике ” по нееловски” почему-то все происходило по-другому.

Попала сразу на первый плот и , буквально на первых секундах нашего плавания : “Стоп, что не так?”
Мыслительный процесс каждого запустил реактивную скорость, обрабатывал за считанные секунды всю теорию, но не выдавал нужного ответа…
Начинаем снова, и снова … И так подряд несколько команд…
Безусловно, интересным становится плот, где есть выигрышное и яркое начало. “Не так” , начиная плот , может быть многое… Ошибки, которые нужно избегать:
– начальная затянувшаяся пауза, и нетехничный, “искусственный” выход из нее.
– действия без цели и, как следствие,неосознанно.
– неинтересная мизансцена / картинка.
– инертность незадействованных в начальном диалоге партнеров. Отыгрыши и моно- существование – это сила, должны быть всегда , при этом даже если тебе не удалось поиграть :), поучаствовать в диалоге, у тебя остается возможность быть интересным.
– замедленная скорость оценки и реакции.
Все это, конечно же, мы часто слышим на наших занятиях и, сорри Миша, нет нам пощады , повторяются одни и те же ошибки.
Таким образом, Анатолий Николаевич тормозил практически на самом старте все команды, со словами : “О, буду на вас тренироваться” 🙂
Прошлись немного по теории, и встряхнулись на упражнении:
Были сформулированы 4 фразы, которые должны быть началом плота:
-” я вчера с тобой впервые изменил/ла”
– “после всего, что ты сказал/ла , ты мне противен/на”
– “и кто ты после этого? ”
– “несмотря на это, я жить без тебя не могу”
Разделившись на команды по 4 человека и распределившись по аудитории , внутри каждой команды поочередно каждый из участников отрабатывал выбранной фразой начало плота, апеллируя к партнеру, при этом, остальные два партнера должны были отыгрывать ( лимитированно по времени в пределах минуты).
Любопытно было наблюдать из раза в раз, как из конкретно сказанной одной начальной фразы может завязаться и развиться интересный и неожиданный диалог, который помогает закрутить сюжет, определить персонажей с их историями. И к слову, конкретно мне было так проще существовать и действовать.
Посмаковав и изрядно разогревшись, на этой энергетической волне мы вернулись к игре. Как следствие, изменения были налицо. Командам удавалось “плавать” значительно дольше и интересней до хлопка и разбора ошибок.

Не скажу ничего нового, но хочется резюмировать этот пост , теперь уже получив собирательный опыт от практики “по-нееловски ” и ” по-костровски”, шпаргалками, которые впору перечитывать каждый раз, выходя на плот:
– желательно не начинать с монолога. Как прокомментировал АН -это прерогатива профи 🙂 диалог, который развивает сюжет и подводит к рассказу историй персонажей- технически легче и интересней доя зрителя
– псевдодиалог – незаменимая вещь
– обнаружить конфликт желательно в самом начале
– начать с направленного события
– помнить всегда : энергия, темпо- ритм ( вот с энергией нужно быть поосторожнее и уметь находить “золотую середину “)
– ставить конкретные вопросы; вопросы не “подводить”, задавать сразу ( все гениальное- просто)
– не тупить, отвечая вопросом на вопрос
– общее импровизационное правило: все вопросы заданы еще ДО того, как получен ответ
– в случае, если вопрос ставит тебя в тупик, размышлять вслух, подводя к ответу, но не отфутболивать
– отслеживать мизансценический рисунок ( не делиться на пары, не лепиться друг к другу – это как минимум )
– не мешать: когда все хорошо, уходить на второй план
– если навесили “ярлык”, то нужно /можно отработать “ярлык”, и как вариант, его “сбросить”, развенчать заявленный миф о тебе
– не растекаться мыслью по древу, впадая в философские размышления; использование конкретных , но интересных историй, метафор- твое спасение не быть скучным и быть интересным
– визуализация у зрителя от рассказанных историй происходит за счет описания,” деталек”: рисуем картинки

Для меня был некий опыт работы в экстремальных условиях : удерживать в голове внесенные корректировки того, что “по-нееловски” можно, что не желательно, а что нельзя; быстрый темп реакций и реактивный поиск выразительных средств; навешанные сходу на тебя партнером “ярлыки” , которые, кстати, дали мне возможность играть персонажей, абсолютно противоположных себе самой.
В общем, другие ощущения.

Уверена, что каждый , кто пробует в студии себя в формате импровизации и выходит на плот – глубокая многогранная личность. Другое дело, как сделать так, что бы на нас было интересно смотреть зрителю. Ответ- использовать наработанную технику формата и упражняться, упражняться, упражняться…
Ибо “Театр – исскуство зрелищное, а именно- это фиксация и передача из поколения в поколение поведенческого опыта человека.”
А обязательным условием есть 6 элементов зрелища:
-Пространство и время
-Изображение и звук
-Зритель и исполнитель
Посему, научиться делиться опытом поведения, чтобы это вызывало отклик у зрителя- вот сверхзадача!
А вот тут уже интересным может стать индивидуальная наполненность актера по отношению к ситуации.

Спасибо Анатолию Николаевичу за предоставленную возможность почувствовать себя по-иному, за полученные знания и новый опыт.

С большим уважением и благодарностью к прекрасным учителям, Анатолию Николаевичу и Мише.