Этюды по сюжетам Польти с Михаилом Костровым 24.12.2013

Автор Ольга Выходченко

Некий французский господин Жорж Польти оказал добрую услугу будущим поколениям драматургов, выделив и описав 36 сюжетов, по которым строятся произведения мировой литературы. Вот по этим-то сюжетам Миша и устроил нам интереснейшее занятие.

В самом начале Миша сказал нам разбиться на пары, раздал листочки со списком 36 сюжетов и велел каждому выбрать по три. Затем дал задание придумать общий этюд, чтобы у каждого играющего по ходу развития событий прошло 3 сюжета, то есть всего должно быть сыграно шесть.

К слову, чем отличается сюжет от фабулы. Фабула – это простая последовательность событий (Король умер. Умерла королева).
А сюжет – это раскрытие причинно-следственной связи и мотивов (Король умер, королеву казнили. Король умер, королева наложила на себя руки. Король умер, королева умерла с горя и т. д.).

Дальше начали играть и доигрались до следующих ошибок и замечаний:

– не надо играть то, что играешь. Например, если сюжет “жертва”, это не значит, что надо сразу в лоб заявить персонажа как жертву чего-либо.

– зрителю интересна внутренняя борьба и противоречия героев. Зарубаем себе на носу: определенность – скучно. Неопределенность – интересно!

– в этюде должна быть интрига, но предлагаемые обстоятельства (кто мы, где мы, что мы хотим?) должны быть понятны зрителю сразу.

– логика бытовых действий страдать не должна, а вот логику чувств можно и нужно нарушать (негативный персонаж совершает хороший поступок, родной человек подло предает и т. д.).

Миша выдал гениальную на мой взгляд фразу: “Люди как жанры. И на стыке этих жанров рождаются гениальные вещи”.

– нужно стремиться к тому, чтобы текст и контекст расходились, чтобы говоря одно, персонаж подразумевал нечто иное и/или большее. Тогда создается разность потенциалов и возникает энергия. Невозможность проявить что-то рождает интерес (например, человек не может сказать, что любит, но всем своим поведением показывает это).

– Если текст и подтекст совпадают (ты говоришь то, что имеешь ввиду) – персонаж становится плоским, скучным, однобоким.

– важно не просто давать события, а своими событиями рисовать мир, в котором существуют герои. Например, “я тебя уволю” – это голое событие. А “я тебя уволю и твои двое детей останутся без пропитания” – уже хоть как-то раскрывает ситуацию.

– мы должны накапливать силу от партнера. По крупицам собирать информацию, которую он нам дает жестами, поведением, словами и уже отталкиваясь от этого реагировать. Вопрос контакта – это и есть вопрос умения считывать информацию с другого человека.

– что бы мы ни делали во время этюда – все наши действия должны быть мотивированы и преследовать какую-то цель (встали прошлись – зачем? сказали это и это – зачем?). Хороший этюд должен быть как игра шахматы – все ходы выверены и точны!

В общем, после перерыва Миша дал нам возможность показать свои этюды еще раз уже после всех исправлений. Лично у меня мало что получилось, но я не расстраиваюсь. Во-первых, получила большое драматургическое удовольствие от разыгрывания сюжетов (у некоторых ребят это получалось лучше), во-вторых, все это очень пригодится при написании этюдов в будущем. А что касается актерской игры – так мы и ходим на занятия как раз для того, чтобы научиться. Не все сразу.

Как играть лучше? Наверное, научиться совмещать веру в предлагаемые обстоятельства и технические требования к игре на сцене (мизансценирование, событийно-оценочная пристройка, звук и многое другое). Когда это начнет получаться, я не знаю, но Миша дает надежду и даже некую уверенность, что у каждого из нас есть все для того, чтобы стать хорошим актером. Я ему верю. И очень благодарна!)))