Тренинговое занятие и просмотр этюдов с Михаилом Костровым 16.01.14

Автор Ольга Выходченко

Занятия спецкурса, который проводит Миша в январе делятся на две части – тренинг и этюды учеников (показ, разбор, рекомендации). Это мегаполезно и не менее интересно!

Хорошая традиция – начинать занятие с телесной разминки. Разбились по парам и строим друг другу рожицы, потом разминаем партнера – массируем спину, руки, ноги, попу)). Это классная штука, потому что когда разминаешься сам – это немного не то. Наличие партнера не дает “завтыкивать” и впадать в медитативный транс (во всяком случае мне).

Потом были движения под музыку. Задание – произносить внутренний монолог и воспринимать музыку, как партнера, который дает события. При этом, движения не должны превращаться в танец или строго соответствовать такту музыки. Основная трудность – это не идти от ума, а рождать жесты и движения из внутренней потребности. То есть поведением отыгрывать внутренний монолог, а не придумывать движения, которые потом выглядят искусственными и не органичными. Под некоторые мелодии получалось, под другие нет. Заметила, насколько ограниченный у меня набор жестов, а ведь их тысячи.

Дальше новое задание – вместо музыки теперь живой партнер (человек). Он ничего не говорит, но прикасается к тебе каждый раз, когда твое поведение становится скучным. А ты по-прежнему произносишь свой внутренний монолог и как-то телесно его выражаешь. Тут необходимо соблюсти баланс, чтобы выглядеть интересно, но в то же время не впасть в суету. Это сложно. Как только реально задумываешься и пытаешься эмоционально себя накрутить, партнеру становится скучно. А если все время носишься туда-сюда – получается не правдиво. Миша сказал, что нужно накапливать в себе такую энергию, чтобы партнеру не было скучно смотреть даже когда мы не двигаемся. Делать это нужно при помощи острого конфликта, который мы решаем у себя в уме в процессе игры. Тут я столкнулась с новой проблемой – у меня в голове больше нет конфликтов. 90% я выговорила на Плотах, остальные были выкорчеваны здравомыслием и рационализмом. Страдать и конфликтовать тем более внутри себя вообще нет никакого смысла ввиду того, что мы все так или иначе умрем. Не знаю, как с этим играть дальше…

Затем это же задание чуть усложнилось. Партнеру дали право говорить слова. То есть вместо прикосновений, катализаторами для изменений должны стать слова и/или фразы. Это с одной стороны легче, с другой – не особо. Партнер, например, мог говорить слова вразрез моему внутреннему монологу и тогда приходилось срочно оправдывать их для себя или придумывать новый конфликт. И все в темпе вальса – в смысле быстро. Дальше Миша усложнил задание еще и для партнера – ему перед каждой фразой нужно было делать какое-то действие. Например, сначала развести руками, а потом сказать “не знаю” или покачать головой и только потом сказать “нет”. Сначала жест – только потом слово, реакция – текст. Это для того, чтобы мы перестали быть говорящими головами, а стали проживать ситуацию телесно – так как это происходит в жизни. Опять же – временами получалось, временами – вообще нет. Но так и должно быть)).

Мне почему-то в этот раз все упражнения давались с трудом. То ли потому, что после перерыва, то ли не знаю от чего. Сложно было настроиться. Не хотелось выходить из внутреннего дзена в какие-то пусть даже воображаемые конфликты. Наверное, не надо было читать перед занятием Ошо.

На этом тренинговая часть окончилась и ребята стали показывать этюды. Записала несколько замечаний Миши:

– не хватает оценок на события. нужно реагировать мимикой и телом вместо того, чтобы просто трепаться.

– мало изменений, нет интонационного рисунка. (чтобы решить эту проблему, можно попробовать сыграть одни и те же ситуации 20 разными интонациями и способами).

– играть от партнера, дразнить его и провоцировать (перестать думать только о себе, думать о партнере).

– импровизировать внутри игры (не говорить заученными фразами, рождать текст здесь и сейчас).

– поведение должно рождаться от отношения к партнеру.

– жанр позволяет отступить от правды в сторону выразительности (актеры в комедиях выглядят чуть гротескно, в драмах – принимают все чересчур серьезно. Но при этом они все равно сохраняют органику и правду поведения).

– главное не ЧТО, а КАК (одни и те же слова можно подать вяло и скучно, а можно интересно и энергично).

– в театре другая природа правды (да, мы играем себя в предлагаемых обстоятельствах, но помним, что театр – это концентрированная жизнь. Концентрированная!).

В общем и целом мне очень понравились и этюды, и их разбор. Надеюсь, мы все благодаря этому родим однажды что-то гениальное. На меньшее мы не согласны. Так ведь?))

Миша, большое спасибо за занятие!!