Тренинговое занятие с Михаилом Костровым 7.02.2014

Автор Ольга Выходченко

Истории, Сон, Плоты и все за одно занятие! Это даже не взрыв мозга, а взрыв души. Плюс легкое пошатывание психики в качестве бонуса)).

На этот раз Миша нарушил традиции и начал занятие без разминки. Четыре человека (в том числе и я) вышли на Плот и получили задание рассказать истории. Причем надо было не сыграть Плот, а просто рассказать историю, которая как-то характеризовала бы персонажа. На первый взгляд это просто, но и тут мы умудрились слегка облажаться – история толком не далась никому. Миша дал следующие комментарии и рекомендации:

Правильная история должна быть краткой, без лишних слов и “растекания по предмету”. Надо рассказывать о поступках, а не о том, что ты подумал или почувствовал. Так как именно то, что персонаж сделал, характеризует его. Мысли и чувства нужно показывать посредством актерской игры (мимики, интонационного рисунка, внутренней речи), а не через текст.

Чтобы все это получилось, нужно в контексте истории уяснить для себя и показать зрителю три крайне важные вещи:
отношение к себе (например, я ушла от мужа и что? – я горжусь собой? я злюсь на себя? я виню себя? ваш вариант);
отношение к партнеру (я ушла от мужа, но я люблю его или ушла и ненавижу его и т.д.);
отношение к ситуации в целом (происходящее меня злит, печалит, радует, забавляет и т.д.). Именно эти три вещи объемно показывают зрителю вашего персонажа и вызывают сопереживание и сочувствие, за которым собственно и приходят в театр.

Конечно, в истории крайне важны детали и конкретика. Но детали нужно выбирать главные и узнаваемые, а не плести все подряд. Например, фраза “девочка с золотистыми волосами” не нарисует в голове читателя образ девочки. А сравнение – “вылитая кудряшка Сью” или еще кто-то узнаваемый образ сразу нарисуют картинку.

Невыгодно, когда в истории ты слишком хороший. Гораздо интереснее нашему чудесному зрителю душевные метания и сомнения, амбивалентность характера. Также плохо, если история уже закончилась. Случилось то-то и то-то, я поступил во так то, всё! – это не выигрышно. Гораздо лучше рассказывать эпизод из истории и вместе со слушателями искать выход, пытаться понять, как жить дальше.

После разбора полетов мы разбились на четверки и стали по очереди рассказывать друг другу истории, а Миша подходил, слушал и комментировал. Оно так вроде бы все понятно, но иногда все равно наступает ступор. Наверное, это дело навыка и тренировки. А может, надо просто расслабиться. Потому что когда мы идем к метро после занятия, столько всяких интересных историй всплывает…чтоб оно так на Плотах было!

После историй мы делали упражнение по М. Чехову – “пройтись как”. Надо было выбрать партнера, вслух назвать место действия и пройтись по игровой площадке так, чтобы зрители (а главное Миша) поверили, что мы действительно там находимся. Тут, конечно, рулит воображение – если ты в буквальном смысле слова видишь место, которое заявил, то и органика появляется соответствующая. Если сам не веришь, то не верит никто. У меня пока что не получается так быстро “впрыгивать” в предлагаемые обстоятельства, но я обещаю тренироваться.

Дальше упражнение Сон. Признаюсь, это самое ненавистное из всего, что только бывало со мной в ЧК. Сон никогда и ни при каком преподавателе у меня не удавался. Поэтому я заранее морально капитулировала и попыталась незаметно отползти из круга. К счастью от всевидящего ока сенсея Кострова не уползал еще никто! Поэтому я была обратно всунута в круг, а затем волшебным пенделем вытолкнута играть. Вот честно, огромное спасибо за это Мише! У меня есть такая фишка – сидеть бояться, так и не выйти, а потом тихо себя ненавидеть за слабохарактерность. Очень редкий преподаватель в данный момент вмешается, пойдет на легкое насилие над учеником и усилием собственной воли выпихнет играть. Я ведь понимаю, что мы не маленькие дети – хочешь играй, не хочешь или боишься – тебе не место в театре (это здравая и адекватная политика). Но я благодарна именно Мише за то, что он иногда вопреки всему просто берет и тратит свои душевные силы на помощь таким как я.

Короче, не скажу, что у меня получился гениальный Сон, но ступора не было, упражнение как-то я выполнила, страх ослабел. Плюс Сон вводит в измененное состояние сознание. Мозг начинает работать в другом режиме, но это словами не объяснишь – надо испытать лично. В любом случае я рада своей маленькой победе над коварным Сном)).

Ну и после Сна наконец Плоты. Плавали поначалу до хлопка, то есть до того, как станет скучно, а второй круг – каждый по 2 минуты независимо от степени скучности. Особо не разбирали, потому что ошибки те же – то свалка и балаган, все говорят одновременно, то банальности, то без энергии, то монологи, то скучные истории без контакта с партнерами. Было и несколько удачных Плотов.

Что я в конечном итоге для себя поняла? Надо делать! Не важно получается или нет – надо просто брать и выполнять задание. Меньше думать о себе и больше о партнере, пытаться понять притягивает тебя партнер или отталкивает, а не морозиться, плюс играть, играть, играть. И конечно слушаться преподавателя.

Спасибо всем ребятам и Мише за помощь, волшебные пендели и всё, всё, всё!))