Ночное занятие с Михаилом Костровым 7-8 марта 2014

Автор Ольга Выходченко

Очень сложно писать об этом занятии. Сложно вообще объяснить адекватно словами то, что происходит на ночных, особенно, когда получается поймать ту магию, ради которой это все собственно затевалось. Потому что сначала ты ловишь ее, а потом она ловит и не отпускает тебя.

Это было мое второе ночное занятие, но полноценное можно сказать первое. Потому что в прошлый раз мне попался неудачный партнер и ничего у нас не получилось. Но начну по-порядку. Для тех, кто никогда не был на ночном в двух словах: 10 мальчиков и 10 девочек (может быть больше/меньше) собираются в 11 вечера на съемной квартире. Первые три часа – просто этюды Слово за слово по 5 минут. Потом час разговоров о театре и вопросы Мише Кострову. Финал – упражнение на тотальное вживание, когда все разбиваются по парам и три часа играют так, будто они одни в квартире. Главная задача – отыскать истоки своей веры, полностью вжиться в придуманную реальность, поверить, что все это происходит по-настоящему.

У меня были некие опасения, что опять ничего не получится. Один раз я уже облажалась, еще и та же самая квартира. Но с самого начала все пошло хорошо. Наверное, группа собралась правильная – толком не могу объяснить. Но мне показалось, что когда все ребята собрались в одной комнате, чтобы играть Слово за слово, атмосфера уже была той, что надо…

Из замечаний:

– все внимание на контакт с партнером. Чтобы войти в контакт, нужно прежде всего думать о нем, а не о себе. А еще верить хотя бы чуть-чуть в то, что происходит. И иметь отношение к партнеру, к ситуации, к себе в этой ситуации.

– желательно, чтобы конфликт был глобальным – что-то что человек не знает как пережить, не знает, что в связи с этим делать, а не “плинтусовые страсти”.

– суета. Прежде всего внутренняя. На ночном занятии, когда тихо, спокойно и атмосферно, сразу становится видно, у кого бардак в голове. От этого и неконтакт с партнером.

– подтекст – это то, что ты чувствуешь, но что не говоришь. Помним, что состояние надо показывать поведением, а не рассказывать просто словами. Круто получается, когда слова говорят одно, а поведение – совершенно другое. Тогда зрителю интересно наблюдать.

– хорошо, когда реакция на событие – это не текст, а мизансценический переход. То есть сначала реагировать телом, потом текстом – как в жизни.

В целом, почти все 5-минутные этюды мне понравились. Даже несмотря на ошибки и технические неточности, почти у каждой пары всплывали какие-то очень искренние истории, вопросы, конфликты.

Дальше мы пили кофе и говорили о театре. Меня поразили слова Миши: “Есть очень большая разница между тем, чтобы быть идеальным и быть настоящим”. В принципе, это очевидный факт, но до меня это тогда впервые дошло. Что стремление быть идеальным в корне неправильно. Буратино может идеально копировать поведение настоящего мальчика, но никогда им не станет, пока не поймет, что на самом деле он деревянный.

Наконец, трехчасовое тотальное вживание – собственно то, ради чего мы все собрались. Я не буду подробно расписывать, что мы играли и как мы играли, а напишу только свои выводы.

Во-первых, очень важно выбрать правильного партнера. Такого, с которым ты сможешь войти в контакт и настроиться на одну волну.

Во-вторых, это упражнение невозможно без тотального доверия другому человеку. Я, например, ожидала, что мы будем играть совершенно другую тему. И когда партнер дал мне событие, которое вообще не вписывалось в мои планы, было два варианта – либо подчиниться ему и пойти по этой линии, либо завалить ответными событиями и продавить что-то свое. Я выбрала первый вариант и очень об этом НЕ жалею.
Поскольку у меня тотальные проблемы с доверием, этот опыт был для меня наверное самым удивительным. Когда ты просто перестаешь контролировать действительность и позволяешь вещам быть.

Вера тоже сильно зависит от партнера. Если он верит в то, что говорит (независимо от того, правда это или нет), то ты можешь оттолкнуться от этой веры и войти в тотальное проживание.

Как по мне, так лучше играть полуправду. То есть что-то что отчасти выдумка, а отчасти имеет место быть. Потому что натянуть на себя предлагаемые обстоятельства типа: у вас 5 детей, 4 любовника и по ночам приходят инопланетяне”, конечно, можно, но смысл?

В какой-то момент мой партнер ткнул меня носом в мои самые любимые иллюзии. И несмотря на то, что это было в игре, больно мне было по-настоящему. Я тогда еще удивилась, насколько игра, то есть казалось бы неправда, может обнажать и обострять настоящую жизнь. И передо мной встал выбор – когда закончится игра, вернуть себе свои иллюзии и списать всё на магию театра или остаться в реальности. Выбрала.

По поводу контакта. С кем-то его найти легче, с кем-то труднее. Я для себя вычислила, что контакт – это прежде всего принятие другого человека. То есть: я тебя принимаю и я “дотрагиваюсь” до тебя такого, какой ты есть, а не до такого, каким я хочу чтобы ты был. Это фиг объяснишь, пока сам не переживешь.

Когда закончились те три часа, первая мысль у меня была – что из всего сыгранного было правдой, а что выдуманные предлагаемые обстоятельства? Честно сказать, я до сих пор этого не поняла. Причем не только со стороны партнера, но и со своей тоже…

Заснуть в этот день так и не получилось. Было ощущение нереальности происходящего, все как-то странно, непонятно, будто вернулась с занятия не совсем я. Смещение точки сборки. Я и сейчас не уверена, что окончательно пришла в себя.

В общем, мой вывод такой: ночное занятие – это уникальный удивительный опыт. Наверное, единственный именно такой в моей жизни (и я не хочу его повторять). Доверять человеку вместо того, чтобы контролировать его – это классно, хотя и страшно поначалу. Быть настоящим гораздо важнее, чем быть идеальным. Вера и воображение – это жесть какие мощные инструменты! Настоящая реальность именно та, которую ты себе сам придумал. Энергия берется от контакта. Настоящий контакт – это принятие. Все остальное – это игра в контакт, имитация. Я завтыкала сделать себе флаговое действие до начала игры. Упс!))

Что бы я ни писала тут словами – это будет несравнимо бледнее всего пережитого в ту ночь. Я благодарна в высшей степени Мише Кострову за то, что дал второй шанс прийти на ночное занятие и своему партнеру, который сделал для меня почти невозможное. Ребята, вы сделали большой вклад в мою жизнь. Найдушевнейшее спасибо!)))