Мизансценирование (Юра Кляцкін) 20.03.2014

Спочатку до нашої уваги була представлена невеличка лекція. В ній ми дізнались, що таке мізансценування (це взаэморозташування акторів та предметів в сценічному просторі) і його головну особливість, а саме УМОВНІСТЬ. Після визначення параметрів сцени (ширина, висота і глубина) і незрівнянного прикладу використання мізансценування в “Мадам Мод”, лекція завершилась. Звісно, ще є велика кількість інших аспектів мізансцени які Юра від нас “приховав”, але це було зроблено лише для того щоб НЕ ОБМЕЖУВАТИ нас у використанні сценічного простору у нашій подальшій роботі. Далі пішли практичні вправи.1) “Слово за слово” на стільцях.
В цій вправі ми вчились виражати наше ставлення до партнера і наші переживання за допомогою стільців. Коментарії до врави
- НІКОЛИ не починаємо спочатку. Завжди має бути історія до початку вправи. Це золоте правило використовується всюди.
- Шаблони. Потрібно завжди намагатись знайти нові способи виконання вправи. Рухати, віддаляти, приближати, залазити, кататись чи, навіть, ПОГРОЖУВАТИ стільцями. В нас не має обмежень. Давайте це використовувати.
2)Бромовський рух. Задача полягала у внесені в кожен рух нашого тіла цікавості, міні історії, що виражалась би при кожній зупинці нас. В цій вправі головне дивувати самого себе і це було дійсно круто.
3)Фотографія. Ця вправа спрямована на розвиток наших режисерських зібностей. Не завжди вдавалось кардинально змінити ситуацію, або вдало доповнити, але все ж це виходило. ПОЗИ! В вашій позі має бути сенс, міні історія. Якщо ви не можете донести свою ідею вашою позою, змініть її, спробуйте інші варіанти, ніколи не здавайтесь! Але в цій вправі ми маємо не забувати про те, що ми команда, а театр – колективне мистецтво. Не зручні пози наших партнерів це їхні помилки, але МИ можемо їм допомогти, а якщо Ви щей цією допомогою зміните сюжет картини, то, гуру людяності, просимо ВАС до нашого сценічного простору!
4) 4 фотографії. Після командної роботи над картиною маємо нагоду як показати свою, так і висунути альтернативні теорії розвитку картини команд-учасниць. Звісно, був засмучений повторюваністю одного сюжета, АЛЕ альтернативні історії глядачів все владнали. Особливо хочу відзначити картину “Кавказская пленница”, чудово підібрані картинки і вже з ДРУГОЇ фотографії було зрозуміло, що за фільм команда показує. Хоч як би ми не планували після хлопка всерівно все йшло НЕ ПО ПЛАНУ. “Ни один гениальный план не выдерживает столкновения с реальностью.” Коли фотографії оживали ми бачили саме ту, фінальну історію, яку приготували їй самі творці, і не завжди ціж творці очікували на те, що в підсумку вийшло. І саме це й робило фотографію, такою не повторною. (“Чем будем удивлять?”)
Зайняття прожилось на одному подиху. Було отриманий безцінний досвід та море вражень. Дякую, Юра, дякую, студійці.
На вчерашнем занятии мы сообща пытались разобраться, что же такое мизансцена.
Мизансцена – взаиморасположение актеров и предметов в сценическом пространстве. Сразу же вспоминается главное отличие театрального действа от любого другого вида искусства: в нем преобладает условность. И зритель заведомо этой условности отдает должное. А уж параметры сценического пространства помогают оперировать этой условностью так, как нам вздумается.
Важным пунктом на будущее выделила себе мысль о том, что в дальнейшей работе с этюдами необходимо задействовать по максимуму все сценическое пространство начиная от реквизита, заканчивая светом и звуком.
Практическая часть сводилась к прикладному использованию законов мизансценирования. Основной моей ошибкой, впрочем, как и ошибкой большинства можно считать невнимательность по отношению к партнерам. А это ох какой грех, друзья. Только правильное взаимодействие, чуткость и внимательность позволяет создать на выходе превосходный продукт: будь то учебное упражнение, или спектакль.
Основним фундаментом вчорашньої лекції була мізансцена, як простір для розташування дійових осіб, що перебувають у певних відносинах між собою і навколишніми предметами. Ознайомитись і заглибитись в це поняттям значить ще на один крок наблизитись до осягнення складових частин театру. А це насправді важлива його частина.
Викладач доніс до нашої свідомості важливість використовувати максимально всі можливості, які дає сцена. Актор повинен відчувати простір, розуміти які параметри дані йому для реалізації того, чи іншого образу.
І найважливішими ідеями теоретичної частини заняття були принципи розрушення схем і шаблонів, які так вміло будувались і будуються в наших свідомостях протягом життя. Ми повинні прявляти свою індивідуальність та унікальність, тому що життя нам дане не для того, щоб стати ще одним заручником системи, “сірою масою”, яка і так захопила навколишність.
Практична частина дала теж багато тем для роздумів та переосмислення.
Дякую!
Замечательная короткая лекция, и как обычно, непредсказуемые для меня упражнения!
Все уже писали о том,что же такое мизансцена?Да,это взаимодействие актеров с предметами и между собой в сценическом пространстве,которое не обязательно является сценой. Есть три важных х-ки сценического пространства :
ширина,глубина и высота.И,как же можно упустить то,что дает театру жизнь уже второе тысячелетия..Никак нельзя..Естественно это УСЛОВНОСТЬ!
А насчет упражнений,то было безумно интересно.Очень понравилось работать в команде.Так приятно.Очень теплые ощущения остались в душе после них.Немного было неприятно от того,что на всеобщей фотографии почти каждый из нс был эгоистом,но думаю мы все исправим
.Спасибо,Юрочка за эти уроки!
Спасибо огромное!!! Под Мега впечатлением вчера рассказывал и показывали мужу! Дима Коршак, ну, очень здорово изложил материал, как практических так и теоретический. Копирку себе а электронную тетрадь. 🙂 Юра, спасибо.
Занятия в группе Юрия Кляцкина мне очень нравятся вот почему: он снимает все лишнее, очищает ум и я могу видеть, слышать и понимать себя и других все больше с каждым последующим уроком..Это как дорога в Рай-театр.. я верю и иду за Юрой, зная, что однажды утром проснусь другим человеком! Юра, огромное спасибо!
В первой части занятия мы узнали, что такое мизансценирование и как важно для актера использовать сценическое пространство. Чем ярче и интереснее будет поза актера, его движения в пространстве, тем больше актер получит плюсов зрительского внимания. Мизансценирование – это взаиморасположение актеров и предметов в рамках условного сценического пространства (далее – СП). Главная особенность СП это его условность. Фильм «Догвилль» (1 Часть) яркий тому пример.
Существуют параметры СП. Их 3: ширина, глубина, высота.
Актер должен уметь использовать все свои инструменты, плюс сценическое пространство, и не забывать о кругах внимания, тем самым привлекать и удерживать внимание зрителя к происходящему на сцене действию.
Юра порекомендовал прочесть книгу Михаила Веллера «Мое дело». М. Веллер мастерски сокращает 150 страниц текста до 100, а потом до 50 страниц, не утратив при этом ни капли первоначального содержания.
Вывод: очень важно правильно и четко формировать свои мысли и излагать их лаконично.
Практическая часть занятия: упражнение «Слово за слово» на стульях.
Два человека и два стула. Задача была двигать стул относительно того, как меняется характер и окрас диалога между актерами.
Движения должны быть последовательными, как и сам диалог, главное – никакой суеты!
Мне понравилось упражнение. Это заставляет ярче вести диалог и дает возможность удивлять партнера и удивляться самому (отдельное спасибо Вике и Саше).
Упражнение «Фотография».
Развивает фантазию и умение работать в коллективе. Мы разбились по командам. Наша задача была воссоздать любую историю с помощью 4х фотографий так, чтоб это было понятно зрителям. Но это не все. По хлопку каждая из картинок должна была ожить, развивая события. Для меня была очень ценна работа с партнерами, но мне не хватило времени разобраться, что чувствуют и думают мои партнеры в момент действия. Я думала, как правильно поступить, чтобы не подвести команду и выполнить наше упражнение максимально качественно. И только по дороге домой я стала представлять, как бы я поступила, чтобы максимально реалистичней и интересней выполнить свою задачу.
Для себя я отметила, что необходимо помнить все, чему нас учат уже 10 дней.
1. Остановка.
2. Внимание к партнеру.
3. Сценическое пространство.
4. Инструменты и способы.
5. Лаконичность, яркость, точность.
6. Адекватность.