Этюды с подтекстом и Михаилом Костровым 24.03.2014

Автор Ольга Выходченко

Он создает глубину, делает персонажей объемными, а не плоскими, а наша актерская задача создавать его – подтекст. Вот и учились!))

В качестве разминки поиграли Плоты, а затем стали разбирать, что же такое подтекст и для чего он нужен. Судя по тому как я записала и поняла, подтекст – это то, что ты хочешь донести, но не говоришь в открытую. Это инструмент при помощи которого мы пытаемся поменять партнера. При этом подтекст – это всегда сознательное действие. Его можно выражать словами, поведением, оценками.

Дальше Миша дал нам задание разбиться на пары и придумать коротенький этюд, в котором обязательно был бы подтекст и один или несколько сюжетов Польти. Что самое интересное – в жизни мы довольно часто общаемся на подтекстах. Просто потому что так веселее. Но придумать это искусственно было сложно. Наверное, потому что придумывали опять от ума, а не от отношения к партнеру.

Когда ребята выходили играть, ошибки и замечания были следующие:

– Отсутствие мизансцены – все сидят и просто болтают. Или другая крайность – все ходят и как-то двигаются, но неоправданно. То есть делают это потому, что помнят, что надо делать, а не потому, что того требует смысл переживаемого.

– Отсутствие отношения к партнеру. Отношение должно буквально сквозить во взгляде и создавать настроение. Важно как можно раньше ответить себе на вопрос – “какие чувства я испытываю к партнеру?”, а если точно не знаешь и сомневаешься, то это сомнение тоже по сути является чувством, но его надо осознавать. Во всяком случае я так это поняла.

– Не надо озвучивать то, что и так понятно по поведению. Это как раз и убивает подтекст.

– Играя подтекст, надо что-то в себе преодолевать. Например, невозможность быть вместе или что сами выберете.

– Хорошо, когда тон один, текст другой и за счет сочетания этого, ты хочешь сказать третье.

– Показывать отношение не текстом, а телом (это наверное надо высечь где-то на лбу))). Отношение к себе, к партнеру и к ситуации в целом должно стать фундаментом, основой, на которую можно нанизать любой текст.

– Было такое, что подтекст вроде бы есть, но такой уж “толстый”, что лучше б его и не было. Поэтому надо стараться подбирать такой текст, который бы тонко и ненавязчиво намекал на то, что ты хочешь донести, а не проламывал метафорами партнеру мозг.

Как говорит сам Миша (и с ним нельзя не согласиться) любая бытовуха за счет подтекста становится не такой уж бытовухой. Хороший подтекст способен вытянуть практически любой этюд.

– Важно понимать, какая у твоего персонажа личная драма (а она должна иметь место).

– Надо реагировать на микровыражения партнера, а для этого надо быть тотально внимательным и сосредоточенным в первую очередь на нем, а не на себе. Нужно стремиться понять своего партнера – что он думает и чувствует в данный момент (в жизни это обычно легко, если человек тебе нравится. Если нет, то надо как-то искусственно вызывать в себе желание заинтересоваться им).

– Когда идет игра на подтексте, как никогда нужен процесс иначе нет жизни. Вспоминаем занятие “процесс-проблема”.

Дальше мы в тех же парах делали такое упражнение – надо было на четных фразах стараться спрятать свои чувства, а на нечетных наоборот – проявлять. Я, если честно, не совсем поняла, как это делать и как вообще можно чувства прятать и проявлять, поэтому не берусь комментировать результат. Что-то мы там с партнером наиграли, но не уверена, что это было то, что нужно.

В конце мы обсуждали свои впечатления от занятия. Выяснили, что когда играешь с подтекстом, то становится меньше самого текста, включается воображение. Миша говорил о том, что очень важно понимать природу чувств своего персонажа, знать его истинную цель – ту цель, в которой мы боимся признаться даже самим себе или которой невозможно достичь. “Если играешь продавщицу, то ищи, где она леди Макбет”)).

В общем, разбираться еще в этом и разбираться. Я думаю, надо на каждом занятии, играя слово за слово, ставить себе цель тренировать подтекст и обращать на него большее внимание в реальной жизни. Тогда все получится.

Большое спасибо за занятие!