Лекция по работе над этюдами с Михаилом Костровым 13.05.14

Автор Ольга Выходченко

На лекции мы очень подробно разбирали как написать хороший этюд, так что кто до сих пор не знает, как это сделать, вам сюда.

Я тезисно процитирую слова Миши. Надеюсь, кому-то они помогут создать шедевр.

Итак! Этюд – это полноценное драматическое произведение, ничем не отличающееся от спектакля по своей форме, сложности и качеству. В этюде также, как и в больших произведениях должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка, но делать его длиннее 7 минут Миша не советовал. Очень уж сложно удержать внимание зрителя и уберечь этюд от скуки.

Экспозиция – это фундамент сюжета. Она дает зрителю понимание о месте, времени и людях, которые стоят на сцене. Кто они? Тут мало назвать профессию или род занятий. Нужно постараться показать темперамент и характер героев. Для этого вы должны придумать для себя жизнь героев от рождения до момента входа в игру. Конечно, зрителю ее рассказывать не нужно, но это знание поможет лучше проявить характер персонажа во время игры.

Если персонаж, которого вы придумали, будет сильно отличаться от вас самих, то вы не сможете его органично сыграть. Так что лучше, чтобы это были чуть-чуть не вы, человек, с немного другим взглядом на вещи.

С первых минут зрителю нужно дать понять, место в котором происходит действие. Место создает атмосферу и помогает поверить в предлагаемые обстоятельства.

Также очень важно, чтобы зритель понимал, чего хотят персонажи и какую задачу они решают. Если цели героев не ясны, зритель не может им сопереживать, а это катастрофично. Явно или неявно заявлены цели – это вопрос драматургии, но заявить их нужно по-любому и как можно скорее.

Также в экспозиции нужно показать предпосылки конфликта. Тут существует два варианта: либо есть исходное событие (произошло до начала этюда), либо настоящее событие (произошло во время экспозиции и дало предпосылки к конфликту).

Далее нужно придумать событие-катализатор. Это то событие, без которого конфликт был бы невозможен. И чем мощнее будет катализатор, тем живее “поедет” этюд в дальнейшем. То есть “разбил любимую чашку” звучит менее мощно, чем “разбил сердце дочери шефа”.

Еще одна важная штука, о которой Миша часто говорит – это отношение персонажей к конфликту и к своим действиям. Обычно мы придумываем только отношения персонажей друг у другу, в лучшем случае еще и к себе, но важно дать понять зрителю, как наши герои относятся к сложившейся ситуации в целом. Ведь поступок складывается собственно из самого поступка плюс отношения героя к тому, что он делает. В этом красота, глубина и мощь.

Если в этюде несколько сюжетных линий (чего новичкам лучше избегать), то у каждой линии должна быть своя экспозиция.

Вы должны все время усложнять жизнь своим героям, а каждое последующее событие должно продвигать сюжет. Если персонажи просто разговаривают, а ничего при этом не происходит, становится скучно, через 15 секунд.

События бывают трех типов – препятствие, усложнение и перевертыш. Препятствие – это то, что герою нужно преодолевать для достижения цели. Усложнение – это какие-то дополнительные трудности во время преодоления препятствия, а перевертыш – это событие, которое показывает ситуацию в новом свете и может полностью поменять смысл происходящего.

Развязка сюжета, к которой постепенно приходят герои, должна их обязательно поменять. Это вообще один из главных законов этюда – в результате конфликта персонажи хотя бы 1 раз (а лучше несколько) должны поменяться. И поменяться – не значит начать орать, если были спокойными или наоборот. Поменяться – значит поменять свое отношение к чему либо – себе, партнеру, проблеме.

Не менее важно понимать, какой у вашего этюда месседж и что вы хотите сказать этому миру.

Когда уже напишете этюд, прочитайте его еще раз (или не раз) и уберите все, что не работает на историю. За те 7-10 минут, которые длится этюд, информация должна подаваться концентрировано и лаконично, а не то скука смертная и вообще а-та-та.

Очень хорошо, когда действия и поступки героев логичны, но в то же время парадоксальны – такие, каких зритель не ждет. Например, злодей спасает ребенка, трус проявляет храбрость или жестокость, которую от него не ожидали. Старайтесь постоянно искать небанальные фразы, ответы, действия, которых никто не может предсказать (но не впадая при этом в неадекват).

Крайне важно запомнить: информация должна приходить не только от текста, но и от тела, через поведение персонажа.

Старайтесь всегда обострять для себя событие, которое дает партнер (сглаживать конфликт никогда не выгодно).

На самом деле правил написания этюда гораздо больше, чем я здесь написала и может быть даже больше, чем на лекции рассказал Миша, а он рассказал их немало. Но как по мне, единственный путь, по которому можно прийти к шедевру – это писать, репетировать, нещадно выбрасывать, снова писать и так до умопомрачения, пока количество не перерастет в качество. Чего всем вам я желаю. Удачи, друзья, и вдохновения!))

Мише большое спасибо за лекцию. Обновила в памяти многие важные моменты)).