“Лавочка”. Послевкусие и работа над ошибками.

Автор Алёна Курта

Повторение  – мать учения.  О проекте «Лавочка» в той или иной форме на этой площадке говорили больше десяти раз, и уж наверняка каждый из студийцев был неоднократно на занятиях, где в процессе структурной импровизации на «лавочках», что по условиям игры находятся в разных местах, предпринимались попытки создать некое законченное произведение на 13-15 минут.

На занятиях у Миши Кострова «Лавочку» мы играем немного иначе, чем на занятиях у Анатолия Николаевича. У нас нет команд, первый начинает с атмосферы и определяет место действия – а дальше импровизация и карусель из бесконечного количества входящих персонажей. На самом деле пока реально нам не удалось довести это количество до десяти, пока мы играем «интересно» человек до 7. Конечно, иногда игра заканчивается на третьем человеке. У Анатолия Николаевича в «Лавочку» играют командами по пять человек, предварительно имея возможность определиться с тем, кто кому кем приходится и какую задачу он будет на площадке решать. Если соединить оба варианта, то на выходе имеем структурированную возможность импровизировать в предлагаемых обстоятельствах и отношениях.

Для зрителя этот проект новый и интересный. Это показал полный зал в прошедшее воскресенье и подслушанные разговоры на улице. «Квадратовцы», как показало обсуждение, очень внимательно относятся к каждому слову и движению на сцене, с чувством должного актерского перфекционизма критикуют сами себя и себе подобных, неся домой не только приятное послевкусие и эмоцию после спектакля, но и, конечно же, работу над ошибками.

Сегодня за завтраком я просмотрела видео с «лавочками», которые мы играли на БШ 15 июня (спасибо, Анатолий Николаевич, за чудесную возможность ощутить радость «первого раза» именно в этом проекте), достала свой блокнот и решила перепечатать сюда ошибки, которые актуальны и работу над которыми мы все, я особенно не исключение, должны проделать в первую очередь, чтобы наши «лавочки», которые, да смилуется над нами Мельпомена, мы будем показывать зрителю в финале сезона, были интересными.

  1. Звук. Очень многих не слышно. Когда стоишь на балконе, понимаешь диапазон звучания, когда смотришь видео – понимаешь, насколько важна подача «информации» в зал.

 

  1. Цель. Мало придумать , кто мы друг другу в командах. Нужна реальная задача. Мало просто понимать, чего мы хотим друг от друга, нужно реально этого разными способами хотеть.

 

  1. История. Очень ценным был комментарий Полины Головановой и его продолжение от Коли Перестюка о том, что кроме осознания места действия, отношений между персонажами, задач и целей, очень важно знать историю своего персонажа. Кто он, какова его жизнь, важно задать «ему» множество вопросов вплоть до того, что было в его тарелке во время обеденной трапезы, и получить на них ответы. Важно «помнить» день «до» и какие планы были на этот. Тогда у нас есть шанс стать органичными и быть понятными.

 

  1. Персонажи. Самая главная проблема, часто возникаемая у новичков: мы странным образом, в попытке быть оригинальными чтоли, играем дураков. Совершенно чужих и непонятных нам людей. Идем от ума, а не от партнера и ситуации. Создаем нелепые узлы, которые собственно эти узлы напоминают очень отдаленно. В шпаргалке написано, что мы играем «я в предлагаемых» и это было бы чудесно – достичь именно этого, мы все интересные люди, а поговорить словно не о чем. Здесь хорошо ложится замечание о наигрышах и переигрышах, которые случаются как раз по причине не веры в то, что мы создаем. Когда вместо образа у нас получается только маска. Когда в непонимании, кто мы, что вытекает из пункта 3, пытаемся создавать свою личность на ходу.

 

  1. Мизансцена. Безусловно,  в жизни мы чаще всего на лавочке сидим и отдыхаем, держимся за руки, ну или еще кое-что. Об этом в процессе игры надо забывать, и искать новые интерпретации для лавочки в контексте происходящего диалога. Как показывают опыт и замечания, статичность по отношению к партнерам и лавочке не доводит до визуального и театрального удовольствия. Больше оправданных действий.

 

  1. Суета. В желании «не висеть», и помня о пункте 5, мы часто начинаем суетиться, бегать, кружиться, привлекая к себе внимание, создавая достаточно «шипящую» картинку из телевизора. Все таки, соблюдение гармонии, баланса и поведения здравомыслящего человека было бы очень кстати.

 

  1. Команда. Очень важным моментом в игре «лавочка», так же как в остальных импровизационных спектаклях, является момент понимания того, что это командная игра. И вы совместно с партнерами по площадке работаете на общий успех «пятерки». Очень часто актеры играют в «гладиаторов», играя вроде бы в контакте, но вроде и сами по себе, боясь отпустить синицу инициативы или ворону импровизации из рук, уст и прочих частей тела. Важно не только играть свою историю, вполне возможно, что в процессе игры ваша проблема будет не такой интересной, как нарисованная проблема или задача партнера.

 

  1. Внимание. Мы ужасно невнимательны. К мелочам, словам, реакциям. Мы теряем оценки, словно нам они не нужны. Отдельного внимания заслуживает очень правильное замечание о том, что команды, которые играют на сцене, должны следить за тем, что рождается на сцене у коллег. Чтобы не получилось трех «плотов» о детях, трех лавочек о разводах, трех лавочек со стихами и с тремя одинаковыми практически финалами. Это героически правильно – признать то, что «кто первый-того и тапки» и на ходу разрешить игру в другой мизансцене.

 

  1. Уважение. К себе, зрителю, членам команды, которые вместе с нами звуком, светом и комментариями за кулисами создают спектакль. А именно, шум и постоянное движение в волнениях до и после личного участие в игре.

 

  1. Второй план. Без него не обходится ни одно достойное уважение произведение. За него дают Оскары. И было бы чудесно нам научиться его создавать. Быть внимательным проходящим персонажем или человеком, который на втором плане решает свою задачу, а не просто ходит туда-сюда – чудесная приправа к торту под названием «структурная импровизация в закате выходного дня».

 

  1. Чудеса. Хотелось бы пожелать всем и себе – удивляться и удивлять. Себя и партнеров. Реакциями и «событиями», которых они, как они уверены, не ждут, и о которых вы не договаривались, но это не значит, что надо подставлять партнера, о чем тоже говорили Мастера сцены. Нужно помнить, что партнера надо беречь как сосуд, из которого вы же и пьете. Кто яд, кто лекарство, кто славу.

 

  1. Глубина. Давайте искать интересные сюжеты, в которых можно было бы говорить о жизни и о том, что нас волнует.

 

  1. Места действия. Не всегда открытое пространство, например парк,  значит больше возможностей для импровизации, чем лавочка в закрытом пространстве. Давайте сочинять новые места. Лавочка у музея, в музее у картины «Черный квадрат», например, у нотариуса, лавочка в торговом центре, лавочка в вестибюле отеля, скамья грешников в предверьи распределения.

 

  1. Энергия. Наполнение. Отдача. Делиться. Создавать поле вокруг себя. Подключать к нему партнера. Не жалеть себя. Вкладываться.

 

Естественно, данная записка была написана под влиянием действующего на меня вот уже третий день волшебного «после». Проанализировав игру с разных сторон, конечно, рождается понимание, что можно было сделать лучше, чего не надо было делать вообще, а где можно было и пересолить. Сразу и быстро можно получить только сами знаете что, а работа актера над собой – это во времени достаточно растянутое мероприятие и требует постоянных нагрузок. Вроде все все знаем, матчасть изучена,  платья из теории сшиты, а все равно пока успех больше спонтанный и неожиданный, нежели ожидаемый и прогнозируемый. Как отмечал на одном из занятии господин Кляцкин Ю. : «Стабильность – признак актерского мастерства». Вот именно к стабильному удовольствию от игры, как собственному, так и зрителя, так и коллег и партнеров, хочется прийти. К такому удовольствию, которое мы получаем от круассана с миндалем – когда знаешь, что он всегда, каким бы ты его себе на белую фарфоровую тарелку не возложил, холодным или горячим, вкусный, именно так, как ты любишь.

Но, конечно, лучше разогреть. Если вы понимаете, о чем я.

Завтра занятие по «лавочке». Вдохновения всем и интересных сюжетов.

фото (5)