Искусство импровизации part 2, А.Н. Неёлов 12.10.14

Автор Александра Мельник

Всем привет!

В своём предыдущем посте Женя Киденко (Жень, не обижайся, что так официально. Я просто всё ещё учу фамилии:)) возобновил в памяти воскресную порцию полученных знаний, и мне предстоит перенять эстафету и продолжить, но сперва я бы хотела систематизировать инфу касательно трех составляющих Актёра импровизации и представить её в виде таблицы:

Три составляющие актера импровизации

Три составляющие актера импровизации

Рис. 1. Три составляющие актера импровизации

Если есть какие-либо замечания и/или дополнения по содержанию, буду весьма признательна за них 🙂

Итак, вернёмся все же ко 2й части лекции, в ходе которой мы продолжили говорить об инструментах Актёра-Актёра (внимание, вера, воображение) и рассмотрели инструменты Актёра в ипостаси Режиссёра.

 Что же следует выделить и запомнить:

1. Внимание отвечает за чувство меры.

Уровень внимания прямо пропорционален уровню вменяемости (адекватности).

В книгах К. Станиславского описаны теория кругов внимания и упражнения с ними, с помощью которых актер может научиться покидать или расширять свою зону комфорта, тренировать наблюдательность и чувствительность.

Согласно его системе существует три круга внимания: малый круг, средний и дальний.

Круги внимания

Рис. 2. Круги внимания

  • Малый круг

Это небольшое пространство рядом с человеком на расстоянии его вытянутой руки. В нем находятся мыслители и художники, его разделяют между собой влюбленные, два собеседника за столиком в кафе.

Вот как описывает это К. Станиславский («Работа актера над собой»):

“В таком узком световом кругу, как при собранном внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять сложные действия; можно решать трудные задачи, разбираться в тонкостях собственных чувств и мыслей; можно общаться с другим лицом, чувствовать его, поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о будущем”.

Внутри малого круга находится человек, с его чувствами и телесными ощущениями.

В восточных практиках есть медитации, когда необходимо сосредоточится только на телесных ощущениях или следить за своими чувствами или мыслями.

На сеансе психоанализа человек, находясь в малом кругу с психоаналитиком, обращает внимание на свои чувства и ощущения от них.

На схеме мысли вынесены за пределы человека. Они пронизывают весь окружающий мир, а не только самого человека.

  • Средний круг

В средний круг входит более обширная область — комната, часть зала, аудитория, большой обеденный стол.

В таких кругах, чтобы удерживать внимание собеседника, нужно вести себя громче и ярче, прибегать к дополнительным методам удержания внимания — интонации, жестам, перемещениям, декорациям.

  • Дальний (большой) круг

Это размеры всего зрительного зала или городской улицы.

Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего. В степи или в море размер круга внимания определяется отдаленной линией горизонта.

На схеме показаны еще внешний и невидимый круг.

  • Внешние круги

Во внешнем круге находиться все, что не попадает в зону видимости.

Все события, которые происходят сейчас на сцене Большого Театра, в Париже в парке Монсури, на других планетах — все это попадает во внешний круг. Что происходит там, можно представить силой воображения или заглянуть с помощью телевидения или веб-камеры.

  • Круг, отмеченный пунктиром

Это даже не круг, а оболочка, вбирающая и пронизывающая все круги. Это то, что пронизывает все пространство — воображение и мысли, которые преображают и оживляют видимый мир.

2. Интересная штучка получается с нашим опытом:

Структура опыта

Рис. 3. Структура опыта

При чем, первый показатель определяет процентное кол-во опыта, который мы используем в момент решения своих проблем, в то время как второй (в скобочках) – характеризует опыт, полученный нами в процессе жизни. Наверное, отсюда и берет своё начало выражение про умного, который учится на чужих ошибках 🙂

3. Вера – безусловна. Она не развивается никакими способами.

4. Социопат – сверхчеловек, неограниченный законами морали и социальными рамками, который делает осознанный выбор и движется к своей цели, сохраняя гармонию в реальности.

Какое же определение даёт нам Википедия:

Диссоциа́льное расстро́йство ли́чности (антисоциа́льное расстройство личности, социопати́я; устаревшие названиярасстройство личности типа эмоционально тупых, антисоциальная психопати́я, гебо́идная психопати́я, психопати́я) — расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

Ощущается разница, не так ли? 😉 *самое время воскреснуть в памяти забавному анекдоту от Неёлова*

Кстати, кто не боится заглянуть внутрь себя, тот может пройти небольшой тестик, который поможет определить социопат ли ты 🙂 Ответами делимся в коментах. Должны же мы узнать друг друга получше. По-моему, прекрасная возможность 😉

5. “Золотое сечение” в темпоритме по Аристотелю (темпоритм должен быть!):

  • завязка (эпилог)5-10%
  • развитие (основная часть) ≥ 50%
  • кульминация1/2 от ‘завязки’
  • развязка (эпилог)(но не забываем про финальный аккорд!)

Помним о том факте, что спустя 5 мин монотонного звучания, ухо человека привыкает к звуку и не слышит его.

6. Характер – совокупность качеств.

Если разобрать характер “по косточкам”, то получим следующее:

hh

Рис. 4. Составляющие характера

  • Воля – способность выполнять принятые умом решения.
  • Трудолюбие – способность выполнять повторяющиеся операции для достижения успеха, при этом получая то же удовольствие.
  • Смелость – способность, не взирая ни на что, двигаться к своей цели.

А вот УМ не так-то прост как кажется и тоже имеет свой “скелет”:

Рис. 5. На что делится наш ум

Рис. 5. На что делится наш ум

  • Эрудиция – объём опыта, накопленного в процессе жизнедеятельности.
  • Интеллект – способность сознательно пользоваться накопленными знаниями.
  • Интуиция – способность подсознательно пользоваться накопленными знаниями.

И ещё, важная деталь: интуиция отвечает за чистую импровизацию (хаотичную), а вот интеллектза грязную (структурную).

Именно переход от сознательного к подсознательному, и наоборот, и является стержнем импровизации.

Ну и напооооослеедок я скаааажу, что НАМ ПРОСТО ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ СОВЕРШАТЬ ПОДВИГИ! ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ КОМФОРТА! Лишь там нас ожидает успех! 😉

Подвиг – это лишь большее количество приложенных усилий (стараний), а страх – это вкусно! 🙂

И если вы дочитали этот мега длинный пост до конца, то вы – ГЕРОИ! СПАСИБО!!

Всем лучи добра! До вторника, друзья!