Автор, монолог, диалог; Мизансценирование и Пристройки с Михаилом Костровым (30.10.2014)

Автор Катерина Крупка

Мало пишет отзывов наша группа. Мало не потому, что сказать нечего, а потому, что многое уже написано. И, начитавшись записей в блоге, понимаешь, что «Всі слова були уже чиїмось».

Конечно дополнения есть. Но эти дополнения чаще всего не достойны стать отдельным текстом – либо слишком личные, либо просто лишние. С вашего разрешения сегодня я сделаю исключение.

30.10. наша группа наконец-то попробовала на вкус форму импровизации «Автор, монолог, диалог», о которой столько писали ребята из А курса. Не могу сказать, что осталась собой довольна.
Благодаря этому упражнению для меня резко возросла важность взаимодействия в команде в актёрской игре. (Нет, это и раньше было понятно, просто не так остро ощущалось).
Меня напугало вот что: все книги и пьесы я могу прочитать сама, все фильмы могу пересмотреть сама, зажимы снять – тоже, и результат этих действий будет зависеть только от меня. Мне нравится и эта ответственность, и этот контроль (Похоже Миша что-то такое говорил и о себе на первом занятии). В командной работе же, приходится делиться и тем и другим. Я не против, просто я пока не умею. Поэтому, разделяя с кем-то контроль, ответственность моя начинает резко требовать к себе повышенного внимания, преобразовываясь в панику.

Михаил объяснил, что в данном конкретном упражнении для контроля над конфликтом важно сразу определить тему, в рамках которой он будет развиваться. Тема – это нечто глобальное, часто (но не обязательно) сходное с драматическими ситуациями по Жоржу Польти. ( Темой может быть, например, Отношения отцов и детей; Адюльтер; Соперничество близких). Одна и та же ситуация будет развиваться в совершенно разных направлениях в зависимости от основной темы.
Тему определяет автор. Если он этого не сделал – инициативу берёт монолог.
Естественно, самым главным помощником нашему воображению в деле создания тем и ситуаций является наш багаж знаний + личный опыт. А значит – читать, читать, читать. Но и об этом уже было.

Далее мы говорили о мизансценировании. Важно оно, как оказалось, не только из эстетических соображений, но и для раскрытия отношений между героями на сцене.
Все правила мизансценирования базируются на одном основном: правиле Золотого сечения.
О нём подробней:
Композиционная ориентировка в изобразительном искусстве осуществлялась по Золотому сечению еще во времена Леонардо да Винчи. Называлось это в духе времени – Божественной пропорцией, и высчитывалось по сложной формуле (только не спрашивайте меня об этом в цифрах).
Но человеку свойственно всё на свете упрощать. Вскоре решили, что если линии золотого сечения разместить на 5/8 картинки, то узлы его особо не сдвинутся, а значит ничего не поменяется. От самой формулы осталась только одна зависимость: отношение меньшей части к большей должно быть равным отношению большей части к целому.
Получилась такая схема:

golden-ratio

 

Её уже стали использовать в фотографии, в архитектуре и в дизайне.
Основные моменты:
– Зелёные линии – линии золотого сечения. Человеческому глазу свойственно «цепляться» за эти линии, следовательно, объекты, расположенные на них, автоматически оказываются в рисунке внимания.
– Самые сильные точки – на пересечении этих линий – узлы золотого сечения. В них обычно располагается то, на чем необходимо сделать акцент.
– Человек воспринимает картинку по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему. То есть самый сильный узел – слева сверху.
– Что-либо длинное (дорога в кадре; лежащий человек на сцене) – органичней воспринимается если расположено по диагонали.

Я уже говорила, что люди любят всё упрощать? Так вот, некоторое время спустя, кому-то пришло в голову, что если картинку просто разбить на три равные части, то получится что-то очень близкое к схеме Золотого сечения. И всё равно, что соотношение частей страдает, да и узлы уже совсем не там… Таким образом из Божественной пропорции получилась схема Третей, которую сейчас называют Золотым сечением:

sxema

Вернёмся к мизансценированию. Важно понимать, что на сцене такая «сетка третей» не только лежит на полу, но и стоит вертикально. Кто-то из ребят очень образно подсказал, что можно просто представить себе куб, парящий над сценой: его углы – будут узлами, а грани – линиями Золотого сечения.

+  Следует не только стремиться поместить, например, голову в узел сечения, но и создавать диагонали между взглядами с партнёрами. Отсутствие симметрии делает картинку зрительно интереснее.
+  По той же самой причине не следует симметрично повторять за партнёром перемещения по сцене (Если он подошёл из дальнего узла в ближний, можно, например, присесть или встать, вместо того чтобы повторять перемещение между дальним и ближним узлами).
+  Человек в верхнем узле всегда доминирует над человеком в нижнем.
+  Взгляд в спину всегда доминирующий (в природе хищник всегда подкрадывается сзади).
+  Чем ближе – тем сильнее доминанта.
+  Близко подходить к партнёру стоит только в том случае, когда нужно до него дотронуться.
+ Если тебя закрыли – сделай шаг в сторону.
+ Все эти правила – не для того чтобы всегда-всегда свято их придерживаться, а для того, чтобы их знать и понимать.

Ну и последней темой на занятии была пристройка.
“Пристройка” – это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия.” (П.М. Ершов)
По Ершову, пристройки для воздействия на человека бывают: сверху, снизу и наравне. Пристройки же для воздействия на предмет определяются свойствами этого предмета.
Но Михаил решил не банальничать, и дал нам задание пристраиваться к стулу по-человечески: сверху и снизу. На этом упражнении оказалось очень легко прочувствовать как-оно-должно-быть: что человек испытывает при той или иной пристройке, как себя ведёт. В итоге, когда то же самое мы перенесли на партнёра – вопросов не возникло.

Из вчерашнего конспекта:
– чем важнее событие, тем длиннее пристройка;
– пристройка больше всего выражается в осанке и во взгляде.

Признаки пристроек: (взято из интернета)
Сверху – стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения “ты”, “сынок”, высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.
Снизу – выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т.п.
На равных – отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т.п.

На этом мы и разошлись вчера по домам. В который раз непонятным образом уживались вместе ощущение того, что прошло от силы минут пятнадцать и чувство, как-будто мы не выходили из студии неделю.
Мне нравится, если честно, что на каждом занятии для меня открываются какие-то вещи (помимо основной темы урока), о которых интересно узнать больше. Так каждая, казалось бы, мелочь вытаскивает за собой клубок чего-нибудь интересного.

Кстати, кто подскажет где можно почитать про the box of self-judgement? Ато google меня в этом вопросе послал.