Экстремальные состояния в актёрской игре с Михаилом Костровым (18.11.2014)

Сегодня жестяковое занятие для тех, кто захочет его таким сделать.
И если ты очкуешь, ничего не произойдёт, а если не очкуешь, то можешь умереть.
Такими словами начал Костров.
Каждый день Вы должны совершать, пусть маленький, но подвиг.
Так неделей раньше подытожил лекцию Неёлов.
И кто кого подговорил?
Почти 2 месяца прошло с начала обучения, а подвигом всё чаще становится банальная РАЗМИНКА. То крокодильчиком побегай без ног и носами потрись с партнёрами, то задом сбей таких же уточек на корточках, как ты сам. И тут эта фраза: «Встали в стойку на руки». Для студийцев-йогов вроде Коли Филатова, наверное, пустяк. Для меня же, пожизненного желе, прозвучало как сущий ад, спуститься в который решилась только на второй день, за что огромное спасибо Игорю за поддержку и Мише за бонусы, которыми балует.
Впрочем, это был первый круг ада. Следующими стали экстремальные состояния. Таковые отличаются от игровых тем, что физиологичны, и показать их технично в чистом виде нельзя. Они случаются как опыт. Это аффективные состояния, в которых человек испытывает различные экстремальные пиковые чувства и не контролирует своё поведение.
Ими могут быть:
- – бурное горе или радость
- – опьянение
- – шоковые и экстатические состояния
- – перевозбуждение
- – оргазм
- – крайняя степень страха и ужаса
- – агония
- – клиническая смерть
Любой играющий актёр рано или поздно сталкивается с такой задачей. Когда нужно сыграть одно из подобных экстремальных состояний.
И здесь есть 2 варианта:
- Нащупать у себя некий спусковой крючок, который будет безусловно, на уровне тела эти состояния спускать.
- Научиться запускать их глубокую имитацию, когда какой-то частью ума ты понимаешь, что это состояние фиктивно, но ты его проживаешь как настоящее, с той лишь разницей, что осознаешь отсутствие события, реакцией на которое стало состояние аффекта. То есть тело отрабатывает пустую программу.
В любом случае, в помощь один из методов: «Воспроизведение микрожестов».
Микрожесты – это мелкие движения нашего тела, которые происходят сами по себе в аффективных состояниях. Если мы попадали в это состояние не единожды, наше тело помнит, как оно себя вело и может вытащить данные из программки. Микрожесты отличаются от обычных жестов тем, что не влияют на них и служат фоном, удерживая который, можно выполнять любые процессы.
Места, в которых возникают микрожесты:
- Язык
- Гортань
- Губы
- Челюсть
- Крылья носа
- Веки
- Лицевые мышцы
- Мышцы глазных яблок
- Мышцы диафрагмы
- Внутренние мышцы пресса (не силовые)
- Мышцы, отвечающие за баланс тела
- Мышцы в руках, ногах
После экскурса по элементам телесно-ориентированной психологии, можно и напиться.
Но в качестве упражнения и без алкоголя. Входим в состояние и доводим его до максимума, вспоминая и воспроизводя микрожесты.
Постепенно, удерживая одно состояние, замещаем его другим в таком порядке:
- Опьянение =>
- Страх (Ужас) =>
- Радость (Счастье, Эйфория) =>
- Отвращение =>
- Возбуждение =>
- Удивление (Изумление) =>
- Раздражение =>
- Разочарование =>
- Стыд =>
- Мандраж =>
- Физическая боль
Из советов во время упражнения:
- + Каждый пальчик, всё тело, должно быть пронизано микрожестом
- + Если достигли максимума, меняем оттенок состояния или объект.
- + Не разбрасываться крупными жестами. Чаще всего они отвлекают от внутренних ощущений.
- + Как только поймали состояние, можно походить, сесть, встать.
- + Задача все время находить новые жесты.
Особо впечатались эти Мишины слова:
Если Вам кажется, что Вы достигли дна, поверьте, там снизу ещё могут постучать.
Из того, что после:
А после может быть ощущение усталости, связанное с жизненным опытом. Очень часто нам в актерстве нужно делать себе больно. И не физически, а душевно. Это большая иллюзия, что играя боль, мы её не испытываем. Можно думать, что ты изображаешь, но тело гармонизировано и весь аппарат переходит в негативное переживание. Каждый раз, испытывая негатив и в жизни и на сцене, мы вырабатываемся, и всё чаще такая игра становится актом силы. Волевого усилия, которое нужно делать, потому что:
Невротическое самоощущение, и ничто иное, является горючим материалом актерского творчества.
Счастливый в жизни человек – плохой актер; у него мало искренних поводов к тому, чтобы искать, вопрошать, сомневаться, быть недовольным жизнью и собой.
Острое переживание внутреннего противоречия в себе, гнетущая неуверенность и боль собственного существования, разлад с самим собой, безысходное чувство вины, страдание и отчаяние от невозможности реализовать себя, от ненужности твоего лучшего другим, тоска по правде и высшей разумности, несбыточные надежды, опрокинутая любовь и вера и, при всем этом, страстное желание другого, более соответствующего внутренней глубине существования, более достойного состояния – вот достаточный повод для того, чтобы быть актером.
(Щеголев Альфред, «Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности»)
Вывод: актерская профессия требует невротизма!
И он не будет разрушителен, если мы будем наблюдать за собой. Тренировать осознанность. Когда у Андрея Мягкова умер отец, он подошёл к зеркалу и стал запоминать, как плачет. Актёру важно уметь воспроизводить себя и других людей.
И важно сосредотачиваться, поэтому ещё одно маленькое испытание:
Реквизит: ты, партнёр, ручка.
Цель: выхватить ручку.
Задача: научиться концентрироваться.
Правила: выхватываем ручку из положения снизу, одним движением, без обмана и членовредительства.
Подсказка: делать это как в последний раз.
Впрочем, это упражнение было подготовкой для следующей задачи: одной короткой фразой уговорить партнёра не уезжать, остаться. Прикасаться к нему нельзя. Партнёр «остаётся» или нет. И вы меняетесь парами.
Меняетесь, чтобы сказать: «Я тебя люблю». Сказать так, чтобы партнёр тебе поверил, почувствовал импульс.
Этой фразой в упражнении ты часть себя отдаёшь партнёру, безвозмездно инвестируешь в него. Но не всегда понимаешь, что он – это ты. Вы – одно целое.
Это большая иллюзия, что где заканчиваетесь Вы, начинается другой человек.
(Михаил Костров)
«Если Вы умеете чувствовать любовь, то можете приложить её к чему угодно.
Попробуйте поработать с человеком, как будто он – дверь, окно, что-то большее, чем то, что видим перед собой.»
И мы попробовали.
И не заметили как дошли до последнего круга ада:
Задача: повернуться к партнёру, среагировать на какое-то событие, которое он для вас означает, и сыграть максимальное горе.
Должно быть:
- – состояние аффекта
- – зримо (внешнее переживание наравне с внутренним)
- – движение, а не статика
- – другое состояние до поворота и изменение ритма после поворота
Основные ошибки:
- – попытка вжиться и «набрать по ходу»
- – наигрыш, изображение
- – симметрия жестов
- – закрывание лица руками, его трогание
Совет: ДЫШАТЬ.
Увидел партнёра, вдохнул его, ощутил импульс, направил его в нужное состояние и нажал на курок. За этот вдох происходит импульс осознания и после него вымещение.
Чтобы выполнить эту одну задачу, мы проделали 5 упражнений:
- Пристройка сверху-снизу
- 2 клоуна (один смеётся, другой плачет и наоборот)
- Работа в тройках, где один партнёр поворачивается и бросается ко второму, выражая поочередно смех и плач, а третий сдерживает и сковывает первого, не давая выразить желаемое и уйти в широкий жест.
- Игра в парах также как в тройках, но здесь эмоция усиливается как ответная реакция на сопротивление не партнёру, а себе самому.
- Этюд «Переключатель». Слово за слово, но один радуется, другой плачет и после каждого события меняемся состояниями.
Несмотря на всё изобилие упражнений, мне так и не удалось впасть по щелчку в горе на следующий день, и гештальт остался открытым.
Поможете закрыть?