Экстремальные состояния в актёрской игре с Михаилом Костровым (18.11.2014)

Автор Мрія Лузан

Сегодня жестяковое занятие для тех, кто захочет его таким сделать.
И если ты очкуешь, ничего не произойдёт, а если не очкуешь, то можешь умереть.

Такими словами начал Костров.

Каждый день Вы должны совершать, пусть маленький, но подвиг.

Так неделей раньше подытожил лекцию Неёлов.
И кто кого подговорил?

Почти 2 месяца прошло с начала обучения, а подвигом всё чаще становится банальная РАЗМИНКА. То крокодильчиком побегай без ног и носами потрись с партнёрами, то задом сбей таких же уточек на корточках, как ты сам. И тут эта фраза: «Встали в стойку на руки». Для студийцев-йогов вроде Коли Филатова, наверное, пустяк. Для меня же, пожизненного желе, прозвучало как сущий ад, спуститься в который решилась только на второй день, за что огромное спасибо Игорю за поддержку и Мише за бонусы, которыми балует.

Впрочем, это был первый круг ада. Следующими стали экстремальные состояния. Таковые отличаются от игровых тем, что физиологичны, и показать их технично в чистом виде нельзя. Они случаются как опыт. Это аффективные состояния, в которых человек испытывает различные экстремальные пиковые чувства и не контролирует своё поведение.

Ими могут быть:

  • – бурное горе или радость
  • – опьянение
  • – шоковые и экстатические состояния
  • – перевозбуждение
  • – оргазм
  • – крайняя степень страха и ужаса
  • – агония
  • – клиническая смерть

Любой играющий актёр рано или поздно сталкивается с такой задачей. Когда нужно сыграть одно из подобных экстремальных состояний.

И здесь есть 2 варианта:

  1. Нащупать у себя некий спусковой крючок, который будет безусловно, на уровне тела эти состояния спускать.
  2. Научиться запускать их глубокую имитацию, когда какой-то частью ума ты понимаешь, что это состояние фиктивно, но ты его проживаешь как настоящее, с той лишь разницей, что осознаешь отсутствие события, реакцией на которое стало состояние аффекта. То есть тело отрабатывает пустую программу.

В любом случае, в помощь один из методов: «Воспроизведение микрожестов».
Микрожесты – это мелкие движения нашего тела, которые происходят сами по себе в аффективных состояниях. Если мы попадали в это состояние не единожды, наше тело помнит, как оно себя вело и может вытащить данные из программки. Микрожесты отличаются от обычных жестов тем, что не влияют на них и служат фоном, удерживая который, можно выполнять любые процессы.

Места, в которых возникают микрожесты:

  • Язык
  • Гортань
  • Губы
  • Челюсть
  • Крылья носа
  • Веки
  • Лицевые мышцы
  • Мышцы глазных яблок
  • Мышцы диафрагмы
  • Внутренние мышцы пресса (не силовые)
  • Мышцы, отвечающие за баланс тела
  • Мышцы в руках, ногах

После экскурса по элементам телесно-ориентированной психологии, можно и напиться.
Но в качестве упражнения и без алкоголя. Входим в состояние и доводим его до максимума, вспоминая и воспроизводя микрожесты.
Постепенно, удерживая одно состояние, замещаем его другим в таком порядке:

  • Опьянение =>
  • Страх (Ужас) =>
  • Радость (Счастье, Эйфория) =>
  • Отвращение =>
  • Возбуждение =>
  • Удивление (Изумление) =>
  • Раздражение  =>
  • Разочарование  =>
  • Стыд  =>
  • Мандраж  =>
  • Физическая боль

Из советов во время упражнения:

  • + Каждый пальчик, всё тело, должно быть пронизано микрожестом
  • + Если достигли максимума, меняем оттенок состояния или объект.
  • + Не разбрасываться крупными жестами. Чаще всего они отвлекают от внутренних ощущений.
  • + Как только поймали состояние, можно походить, сесть, встать.
  • + Задача все время находить новые жесты.

Особо впечатались эти Мишины слова:

Если Вам кажется, что Вы достигли дна, поверьте, там снизу ещё могут постучать.

Из того, что после:

А после может быть ощущение усталости, связанное с жизненным опытом. Очень часто нам в актерстве нужно делать себе больно. И не физически, а душевно. Это большая иллюзия, что играя боль, мы её не испытываем. Можно думать, что ты изображаешь, но тело гармонизировано и весь аппарат переходит в негативное переживание. Каждый раз, испытывая негатив и в жизни и на сцене, мы вырабатываемся, и всё чаще такая  игра становится актом силы. Волевого усилия, которое нужно делать, потому что:

Невротическое самоощущение, и ничто иное, является горючим материалом актерского творчества.


Счастливый в жизни человек – плохой актер; у него мало искренних поводов к тому, чтобы искать, вопрошать, сомневаться, быть недовольным жизнью и собой.


Острое переживание внутреннего противоречия в себе, гнетущая неуверенность и боль собственного существования, разлад с самим собой, безысходное чувство вины, страдание и отчаяние от невозможности реализовать себя, от ненужности твоего лучшего другим, тоска по правде и высшей разумности, несбыточные надежды, опрокинутая любовь и вера и, при всем этом, страстное желание другого, более соответствующего внутренней глубине существования, более достойного состояния – вот достаточный повод для того, чтобы быть актером.

(Щеголев Альфред, «Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности»)

Вывод: актерская профессия требует невротизма!

И он не будет разрушителен, если мы будем наблюдать за собой. Тренировать осознанность. Когда у Андрея Мягкова умер отец, он подошёл к зеркалу и стал запоминать, как плачет. Актёру важно уметь воспроизводить себя и других людей.

И важно сосредотачиваться, поэтому ещё одно маленькое испытание:
Реквизит: ты, партнёр, ручка.
Цель: выхватить ручку.
Задача: научиться концентрироваться.
Правила: выхватываем ручку из положения снизу, одним движением, без обмана и членовредительства.
Подсказка: делать это как в последний раз.

Впрочем, это упражнение было подготовкой для следующей задачи: одной короткой фразой уговорить партнёра не уезжать, остаться. Прикасаться к нему нельзя. Партнёр «остаётся» или нет. И вы меняетесь парами.

Меняетесь, чтобы сказать: «Я тебя люблю».  Сказать так, чтобы партнёр тебе поверил, почувствовал импульс.
Этой фразой в упражнении ты часть себя отдаёшь партнёру, безвозмездно инвестируешь в него. Но не всегда понимаешь, что он – это ты. Вы – одно целое.

Это большая иллюзия, что где заканчиваетесь Вы, начинается другой человек.
(Михаил Костров)

«Если Вы умеете чувствовать любовь, то можете приложить её к чему угодно.
Попробуйте поработать с человеком, как будто он – дверь, окно, что-то большее, чем то, что видим перед собой.»
И мы попробовали.

И не заметили как дошли до последнего круга ада:

Задача: повернуться к партнёру, среагировать на какое-то событие, которое он для вас означает, и сыграть максимальное горе.

Должно быть:

  • – состояние аффекта
  • – зримо (внешнее переживание наравне с внутренним)
  • – движение, а не статика
  • – другое состояние до поворота и изменение ритма после поворота

Основные ошибки:

  • – попытка вжиться и «набрать по ходу»
  • – наигрыш, изображение
  • – симметрия жестов
  • – закрывание лица руками, его трогание

Совет: ДЫШАТЬ.

Увидел партнёра, вдохнул его, ощутил импульс, направил его в нужное состояние и нажал на курок. За этот вдох происходит импульс осознания и после него вымещение.

Чтобы выполнить эту одну задачу, мы проделали 5 упражнений:

  1. Пристройка сверху-снизу
  2. 2 клоуна (один смеётся, другой плачет и наоборот)
  3. Работа в тройках, где один партнёр поворачивается и бросается ко второму, выражая поочередно смех и плач, а третий сдерживает и сковывает первого, не давая выразить желаемое и уйти в широкий жест.
  4. Игра в парах также как в тройках, но здесь эмоция усиливается как ответная реакция на сопротивление не партнёру, а себе самому.
  5. Этюд «Переключатель». Слово за слово, но один радуется, другой плачет и после каждого события меняемся состояниями.

Несмотря на всё изобилие упражнений, мне так и не удалось впасть по щелчку в горе на следующий день, и гештальт остался открытым.

Поможете закрыть?