Атмосфера. Жест и действие в атмосфере – с Михаилом Костровым. 1-2.12.14

Автор Юлия Мироненко

Занятие начинается с разминки. Несколько упражнений, направленных на улучшение координации движений и чувства баланса, выполняются как в одиночку, так и с партнером.

В каждом была некая хитрость, которую Миша сообщал после того, как все попробовали, и у них (как правило) не получилось.

Основной фокус в парных упражнениях в том, чтобы вовремя отдавать и брать на себя инициативу. Это мне напомнило уроки сальсы, где в тех движениях, когда вы с партнером едва касаетесь друг друга кончиками пальцев, и через это прикосновение он тебе ведет и управляет, необходимо создавать небольшое давление в его сторону, чтобы чувствовать передаваемый им импульс и не потерять контакт ни на секунду.

Затем Миша предложил нам закрыть глаза и представить себя в разных местах:

– на пляже летом

– в глубине сумеречного леса вдали от дома

– на восточном базаре

и отметить, какое настроение вызывают эти места.

В сумеречном лесу вначале следовало представить, что тебе предстоит пробираться через хащи домой в течение часа, что вызывало напряжение, тревогу и тп, а затем – переключиться и отождествиться с самим лесом, как с неким органичным целым явлением, живущим своей спокойной размеренной жизнью.

Домашним заданием было входить вечером в темный сквер и попробовать повторить это же упражнение в натуральных условиях.

Итак, атмосфера места – это некое настроение, возникающее из отношения человека к объекту, месту. Атмосфера всегда субъективна и принадлежит человеку, а не месту, и, соответственно, для каждого, исходя из его уникальности она переживается по-разному.

Отношение возникает на основании прошлого опыта, как прямого так и наблюденного, опосредованного, из ассоциативного ряда, а также из настроения окружающих людей, которое довольно сильно влияет на наше восприятие.

Атмосферы согласно трем кругам внимания бывают:

– внутренняя, это настроение человека

– атмосфера места

– и некая глобальная (страна, город, местность)

Затем Миша записал на доске некоторый список атмосфер, которые мы впоследствии использовали в упражнениях:

– величественная

– пугающая

– праздничная

– гнетущая

– официальная

– любовная

– эротическая

– романтическая

– смерти

– подавляющая

– враждебная

– казни

– предстартовая лихорадка

– неловкости/стыда/скованности

– болезни

– войны

– пафосная

– гламурная

– азартная..

Сначала следовало походить по залу в каждой из предложенных атмосфер (список можно дополнять самостоятельно по желанию), обращая внимание на то, как в каждом случае меняется походка, движения, осанка, дыхание, темпоритм.

Задачей было объединить внутреннее ощущение с атмосферой пространства, как будто атмосфера места входит в нас снаружи. И если где-то возникли сложности, вернуться к этой атмосфере и попробовать еще раз.

Есть два способа «взять» атмосферу: представив некие обстоятельства, в которых возникает подобная атмосфера, либо же идти от ощущения. 

Далее, было предложено выполнить жест – потирание рук в разных атмосферах. При этом задача – не играть, как бы это могло или должно выглядеть. А создав внутри необходимое настроение, чувство, затем сделать жест, который передавал бы это внутреннее ощущение.

Если техника применяется верно, то есть человек вызвал в себе некое чувство от воображения, а затем сделал движение, – то любой жест, исходящий из этого чувства, усилит его.

«Корень актерской веры – в действии. Чем ты активней действуешь – тем сильнее твоя вера, тем сильнее твое ощущение. Если это не так, надо искать, где лажа.”

Чувство меняет дыхание, микродвижения, осанку, затем, как результат такой мобилизации тела, рождается некий жест. И если пропустить (подавить) этот импульс, возникает ощущение «перегоревшей лампочки». Такой зажим часто является проблемой начинающих актеров из-за коробки самоосуждения.

“Если импульс возник – делай.”

“Вы приходите сюда, как стаканы с грязными стеклами. Что внутри – не видно. Актер – это стакан с чистым стеклом, и его выразительность позволяет сразу понять, какое настроение он несет, без текста, слов.”

Это перебирание атмосфер по списку очень точно позволяет почувствовать ограниченность и зажатость собственных выразительных средств. Те модели поведения, которые мы в жизни либо не использовали, либо подавляли их выражение, становятся проблемными. Поэтому еще не раз Миша акцентировал, что задача не изобразить или показать какое-то настроение, а вначале его почувствовать, и затем естественным образом выразить это жестом, как его продолжением. Тогда и чувство усиливается, разгорается, и это чувство честное, искреннее, и выражается оно через тело органично.

Далее было задание на действия: почувствовать какую-либо атмосферу, сесть в ней на стул, встать, сбросить, сменить атмосферу и тд. Акцент внимания на том, чтобы действие смогло усилить ощущение атмосферы. При этом нужно сделать меньше, как бы сдерживать себя, чтобы оставался запас.

“В результате постоянных тренировок, упражнений, ваш аппарат станет очень прозрачным. По вам будет видно, какое чувство вы испытываете внутри.

Прилагать усилие для того чтобы показать что-то – неправильно. А вот прилагать усилие для того, чтобы почувствовать – нужно.”

Затем было упражнение по работе с предметом, с которым может быть связана некая личная история: положить предмет на стул, набрать атмосферу, взять предмет в руки, положить на место, сменить атмосферу и тд.

Внутренняя работа превращает это простое действие в процесс.

“Атмосфера – это фундамент, воздух, кровь актерской игры. Без нее любая актерская игра теряет свой смысл.”

Одно и то же действие при разных атмосферах выглядит совершенно иначе, несет абсолютно различный подтекст.

Задача состоит в том, чтобы ощущение атмосферы стало инстинктом, чтобы без нее невозможно было себе представить себе актерскую игру.

Взаимное влияние внутренней атмосферы человека и места/ атмосферы группы людей определяется размером, масштабом, активностью, вкладываемой энергией.

В некоторых случаях отсутствие опыта не позволяло воссоздать необходимую атмосферу.

Общий способ решения – это набивать «актерскую копилку» опытами: расширять свой личный кругозор, приобретать непосредственный опыт, путешествовать, наблюдать, развивать эмпатию к месту, к людям.

В целом есть два пути:

  1. Я в предлагаемых обстоятельствах. То есть, это ваша субъективная реакция на атмосферу.
  2. Сыграть другого человека, совершенно не похожего на себя. Здесь используется метод Станиславского по книге «Работа актера над ролью» для создания необходимого образа.

Студентов первого курса касается пока только пункт первый.

Далее шли упражнения в парах.

  1. Взять определенную атмосферу из списка, назвать вслух, просуществовать в ней 20 секунд, затем сменить и тд.
  2. Затем то же самое – но с разными темпоритмами. То есть, один человек быстрый, другой медленный в одной и той же атмосфере. Через некоторое время один из партнеров меняет темпоритм таким образом, чтобы второй мог это заметить и тоже поменяться. Далее, один из партнеров меняет атмосферу и дает понять это партнеру, чтобы тот тоже поменялся, затем они снова меняются темпоритмами в этой же атмосфере и тд. Взаимодействие с партнером здесь минимальное, контакт минимальный. Важно просуществовать в одной атмосфере вместе с партнером в разных темпоритмах, и быть внимательным к нему. Смене темпоритма в одной атмосфере помогает изменение дыхания.
  3. Далее было упражнение-этюд, в котором партнеры встречаются на лавочке. Выходят по очереди, каждый со своей атмосферой. Причем второй, оценив настроение первого, должен выйти с другим настроением. Затем они существуют на площадке, устанавливают контакт, происходит некий диалог через призму атмосферы, много слов тут не требуется. Лучше диалог на абстрактном тексте, может даже нелепом. И в ходе игры оба партнера должны поменять настроение, причем а) не одновременно, б) настроения обоих не должны быть одинаковыми ни в один момент этюда в) нужно самому решить, в какой момент измениться, выбрав какое-либо событие (можно взять его от партнера, а можно создать самому, но оно должно быть очевидным предполагаемому зрителю). То есть тут надо было осознавать в каждый момент, в какой ты атмосфере, держать его, управлять им, не реагируя автоматически на настроение партнера и его события, и учиться работать не через текст, а через подтекст.
  4. Упражнение-этюд на диалог, в котором каждая новая реплика говорится с новой атмосферой (если персонаж говорит сразу несколько реплик, то каждая в новой атмосфере). Основаная задача этого занятия – раскорреляция соответствия поведения (передающего настроение, атмосферу) произносимому текста. То есть, текст желательно должен быть противоположным чувству. Например, «Я так рад тебя видеть» – со слезами на глазах и ощущением горя.
  5. Партнер отвечает таким же образом.  “Важный момент – не имитировать чувство, а вызвать его. И тогда, при произнесении текста, противоположного чувству, возникает актерский кайф.”
  6. Последним заданием было взаимодействовать с партнером без слов, в контакте, совершая какие-то действия в определенной атмосфере и меняя атмосферу после каждого действия в момент статики. Важно наблюдать за партнером и его чувствами, играть отталкиваясь от него, и в него. Это упражнение рождает ощущение раскачивающейся лодки, или качели, где постоянная смена чувств двумя партнерами усиливает амплитуду.

Спасибо, Миша!