Феноменологическое мизансценирование с Михаилом Костровым, 30.11.14

Автор Анчуткин

С довольно большим опозданием – но все же…

А не рассказать ли мне про основы построения мизансцены?

Это было логическое продолжение занятия-читки по отрывкам из Чехова. Что было на читке, рассказывать долго, поэтому – только то, то нужно для понимания.

И сразу – пройдемся по  теории. Что такое «ЧИТКА» и зачем она нужна? Все очень просто. На ЧИТке актеры ЧИТают текст пьесы (этюда, отрывка, сцены…). Зачем? Чтоб понять то, что называется внутренней логикой персонажа. Что это за человек? Почему он говорит то, что говорит, и делает то, что делает? Как именно он реагирует на события, и почему именно так?

Вот вам простая модель: представьте себе нитку, на которой навязаны узелки – это внутренние события персонажа. А теперь представьте рядом с ней еще одну нитку с узелками, далеко не всегда по расположению совпадающими с узелками на первой веревке – это события внешние. Вот эти-то две нитки и составляют «полотно» реакций героя – сетку, в которой каждому событию соответствует реакция. Вот эту-то сетку и нужно отработать на Читке, вместе с мотивацией – то есть, ПРИЧИНАМИ именно таких реакций. При этом, замечу, актеру нельзя НИЧЕГО играть – просто потому, что начав играть без проработки персонажа и причин его действий, очень сложно остановиться и перестроиться. Не спрашивайте почему, это очень долго объяснять, а пост не об этом.

схема основы мизансцены

Схема основы мизансцены: А,В – персонажи на сцене. С,D – упоминаемые персонажи. Z – зрители. Y1,Y2 – явления. Т1,Т2 – темы. Слева: INT  – внутренние события персонажа, EXT – внешние, REACT – сетка реакций

Итак! Вот после этого и начинается базовое мизансценирование. А раз оно базовое, давайте-ка пройдемся по базам – то бишь основам. Что такое мизансцена? Это расположение объектов на сцене в разные моменты спектакля. Тут вроде понятно. Но вот вопрос:  что такое объекты на сцене, и какие они бывают? Самые очевидные – активные в данный момент персонажи, декорация, реквизит. Все? Неа. Еще есть персонажи, которых мы сейчас не видим, но которых обсуждают, явления, темы и зритель . И если с персонажами все вроде как понятно, то что такое, скажем, явления? А насколько я понял, явления – это скажем, любовь одного персонажа к другому. Или доминирование одного над другим. Или лень. Или идея светлого будущего… В общем, вообще любые абстрактные понятия, затрагивающие героев и как-то влияющие на них. Далее – тема. Ну понятно – есть тема произведения. А еще, как правило, у сцены есть своя тема – то есть, в каком контексте все происходит, что именно описывается.  С персонажами, которых упоминают, все совсем просто – они есть, их можно увидеть, просто они сейчас в другом месте, но все равно оказывают влияние на присутствующих. Ну а зритель…А что зритель? Он всегда есть, и его надо учитывать – ему ж вроде как должно быть интересно.

Если вдруг у кого возник вопрос – зачем нужна мизансцена? – то вот ответ: для облегчения понимания и повышения интереса зрителя. Согласитесь, если два человека будут полтора часа сидеть на одном месте не двигаясь и говорить – в большинстве случаев это будет скучно и непонятно.

А теперь любопытное. Все эти объекты должны быть как-то расположены на сцене. В смысле – реально, геометрически. У каждого персонажа, каждой темы, каждого явления должна быть физическая точка на сцене, где он\она\оно находится в каждый момент пьесы.  То есть, актер должен знать, что вот тут вот – будет Порфирий Петрович стоять, а вот там – беспокоящая его тема предательства банка кредиторами. А возле стола – явление сексуального притяжения к Галочке из соседнего отдела. При этом и тема и явление могут быть совершенно не закреплены за определенным объектом – они просто находятся в этой точке пространства.

А теперь самое любопытное! Суть мизансценирования заключается ведь не только в том, чтоб все расставить по местам – а в том, чтобы объекты – а точнее, персонажи – адекватно перемещались по сцене. И вот тут мы и подходим к собственно главному  вопросу базового мизансценирования: как могут персонажи перемещаться? Ответ прост: каждый персонаж может перемещаться либо ОТ какого-то объекта, либо К нему. А направление зависит от того, куда персонажа по его внутренней логике тянет – ближе к объекту или подальше от оного. Естественно, персонаж может отталкиваться и притягиваться к нескольким объектам одновременно. И тогда траектория движения персонажа в каждую секунду является суммой всех векторов по отношению ко всем объектам на сцене, с которыми у него взаимоотношения. Сложно? Теперь на пальцах. Скажем, у персонажа на площадке есть несколько объектов: Марья Никитишна Фихтенгельц, к которой его непреодолимо тянет, явление измены, которое он пытается подсознательно обойти, и тема супружеского долга и преданности, которая ему откровенно не нравится. Тема маячит где-то за Марьей Никитишной, явление находится вообще где-то сбоку, Мария Никитишна – перед нами! Вот и выходит, что персонаж пытается приблизиться к Марье, при этом стараясь обойти открытую измену, и максимально увести мадам Фихтенгельц от темы брака. Если кому все еще непонятно – поясню еще проще. Представьте, что вы неосознанно но ярко чувствуете, что слева от вас где-то маячит тема – или ощущение – смерти. А справа – любимый человек, с которым куча приятных ассоциаций. Куда вы пойдете? Зависит от того, хотите ли вы умереть и насколько любите человека. Вот так и тут.

Все это в теории. На практике отработка такой схемы выглядела как довольно непростой анализ в попытке понять – какие же объекты в нашей сцене вообще есть, и куда их рассовать по площадке?! Оказалось, что объектов для взаимодействия вагон и маленькая тележка, и все они должны где-нибудь да находиться. И лучше бы на тех местах, где они наиболее эффективны для актера и зрителя.

В общем схема выходит весьма инструментальная, практически универсальная, механически простая, а вот в исполнении – довольно сложная и требующая глубокого анализа. И не забывайте – это пока только ОСНОВА мизансценирования. :)))

После всего прочитанного – если вы, конечно, дочитали сей опус до конца – у вас может возникнуть простой вопрос – нахрена? Более сложная версия ответа такова: зритель воспринимает спектакль как нечто цельное, синтетическое. И хоть он и не видит всех этих явлений и тем, как не видит целей и схемы передвижения  персонажей – но он видит САМО передвижение, его ритм, его осмысленность. И все то, что зритель не видит, но что актеры держат в сознании и что существует для них – все это оказывает на зрителя воздействие, меняет его, пусть и обходя порой сознание. А в этом и таится один из смыслов  театра – менять зрителя

Впрочем, тут мы вступаем на тонкую тропинку психоанализа и попыток модуляции подсознательных процессов, так что… Есть еще простая версия: всегда интереснее смотреть на людей, которые ходят по сцене осмысленно, чем на людей, которые по ней просто тыняются))

Вот, собственно, и все. Те, кто осилил все эти тонны букав – вы уж извините за обширность… Зато по длине поста ясно, что мне явно понравилось занятие:)