МК “Как играть этюды” с Михаилом Костровым 19.12

Автор Юлия Мироненко

Что такое творческий импульс? Что вообще побуждает человека к творчеству? Каковы предпосылки возникновения острого желания играть, писать, рисовать, танцевать…? С обсуждения этих вопросов началось занятие.

Миша предложил 5 вопросов, ответив самому себе на которые, можно получить область причин, которые вероятно предшествуют «включению» творческого импульса, драйва, энергии в актерской игре. 

1. Определить свой интерес:

– О чем вы хотите разговаривать?
– Что вы хотите делать?
– Что болит, что волнует?
– Что заставляет вас страдать или получать удовольствие?

И когда вы ответите, запомните, что играть вам следует только об этом.

2. Ваш эмоциональный интерес

Хотите ли вы играть комедию или трагедию? 

3. Определить тип партнера, который вам нравится.

– Должен ли он быть сексуально привлекательным для вас, и вам придаст это драйва? Или напротив, от присутствия такого человека на площадке вы начнете тупить и впадете в ступор.
– может, он должен быть странным
– умный
– лидер, который берет инициативу, или же ведомый, который подыгрывает,  оттеняет вашу игру.

4. Кого вам нравится играть? Определите основной архетип(ы) ваших персонажей, он:

– хороший или плохой
– сильный или слабый
– добрый/злой….

5. Что вы хотите получить в результате этюда?

– поныть
– поплакать
– посмеяться
– потрогать партнера :)…

Ответы на эти вопросы – довольно личные, скорее даже интимные. Это то, что нужно понять для самого себя, чтобы знать, где и от чего и в каких обстоятельствах пробуждается в вас творческая энергия. И играть только это.

Миша дал совет: если вы найдете партнера, с которым вам будет драйвово играть (и так же ему с вами) – играйте с ним все время. Это способ быстро вырасти. Причем, в жизни у вас может быть ну вообще ничего общего, а на площадке полное взаимопонимание.

Далее, ответив для себя на озвученные вопросы, мы разбились на пары и должны были играть «слово за слово», стараясь нащупать игру именно в тех параметрах, которые себе определили. 

Где-то тут кто-то задал вопрос по поводу глубины личности. 

Глубина личности – это пространство восприятия. 

Это возможность рассматривать ситуацию с разных точек зрения, масштабов, планов, углов. Глубина личности не связана с деятельностью человека. 

Затем Миша дал схему, по которой развивается жизненная драматургия, любая жизненная история.

Каждая история содержит в себе 9 основных вех, элементов. 

  1. Инициирующий инцидент (негативное событие, которое ляжет в основу конфликта). Важный момент – инициирующий инцидент происходит не прямо на площадке, он произошел до. И причиной его является не один из партнеров прямо в процессе игры. Это внешнее событие или явление (например, болезнь героя…). Иначе возможности развития драматургии очень сильно ограничиваются.
  2. Формулирование желание (герой определяется, как он хотел бы преодолеть препятствие, возникшее у него на пути и чего он собственно хочет)
  3. Встреча с противником. Здесь определяется препятствие – их обычно два, внешнее (объективное) и внутреннее (связанное с самим героем).
  4. Развитие, усиление желание. Из-за возникшего препятствие желание героя становится еще сильнее.
  5. Серия поворотных событий. Герой ищет пути преодоления препятствия, выхода из ситуации, делает попытки и тп.
  6. Направляющий инцидент. Событие, которое поменяет ситуацию. Это может быть вроде бы и незначительное событие, но которое повлияет на внутренний мир героя так, что он изменится, произойдет некое глобальное осознание и смена курса.
  7. Кризис. Казалось бы и решение найдено, и счастье впереди, но тут возникает нечто, из-за чего все равно все плохо. Миша привел забавный пример: умный человек, перед тем как вступить в отношения (брак), неким образом спровоцирует партнера на то, чтобы тот вывалил наружу все худшее, что у того есть внутри. И уже ознакомившись с содержимым тайного чулана со скелетами в шкафу, принимает решение: смогу я с этим жить/мириться или ну его… 🙂 То есть кризис – это уже когда и дата свадьбы назначена, и все хорошо, и тут снова надо сделать плохо.
  8. Развязка – все становится хорошо (или плохо)
  9. Разрешение – все совсем хорошо (или совсем плохо)

фото 3 (1)

Это основной сценарий развития именно любой истории, но этюд необязательно должен содержать их все. Этюд может быть выстроен несколькими пунктами из этого списка, но актеры должны знать всю историю, и исходить из нее.

Развязки и разрешения может не быть вообще – вместо них открытый финал. (На этой ремарке мы с партнером порадовались, тк у нас финал остался открытым).

И еще одна схема, по которой придумываются сказки. Делая этюд, можно использовать ее элементы.

а) У героя есть что-то особенное и..

б) С особенным случается беда, но..

в) Герой делает нечто оригинальное, чтобы жить с той раной, что..

г) Это приводит к кризису и…

д) Наступает осознание..

е) Герой находит сокровище, которое…

ж) Является мостом к исцелению одной из ран Земли..

Раны Земли – это некие глобальные трагедии, боль, касающиеся всего человечества. Это ложь, или невежество, или плохое образование, или экология, или насилие и тп. Каждого человека волнует более или менее своя тема, и их необходимо знать, тк то что болит, дает энергию, и это нужно играть. Если вернуться к прошлому занятию, где Миша нам об этом рассказывал – там был упражнение: вести с партнером некий вполне спокойный и позитивный диалог, внутри при этом держа вот эту конкретную боль. Затем мы делились впечатлениями, и нашли, что образ этой внутренней боли сильно влияет на поведение персонажа.

Дальше мы должны были набросать событийную схему этюда, пользуясь первой схемой. И, когда схема была готова, сыграть его. И оказалось, что намного проще придумывать, опираясь на этот костяк.

Актер НЕ должен быть вялым. Актер должен быть энергичным, он должен гореть.

“Все жанры хороши, кроме скучного.” Станиславский

Миша, спасибо! 🙂