Занятие с Воробьевым 9.01.15

Автор Елена Речич

OPEN AIR можно поздравить с новосельем ! В период непогоды мы имеем возможность творить в уютном, немного даже сказочном пространстве, под полифонию потрескивающих дров в камине…. да, да, настоящий камин под крышей в самом центре города ! За все спасибо Славе Воробьеву 🙂
Выбранная тема нашей встречи всегда остается актуальной и требующей постоянной практики и раскачки – это ТЕМПО-РИТМ. Нарекания о Темпо-ритме мы часто слышим от наших учителей.
“Привыкайте же разбираться и отыскивать на сцене свой ритм в общем организованном хаосе скоростей и размеренностей. ”
К.С. Станиславский ” Работа актера над собой”

Для начала стоит вспомнить, что термин Темпо-Ритм в драматическом искусстве был определен как интенсивность, степень активности психической и физической жизни.
Работает это так: внутренний темпо-ритм определяет темпо-ритм внешнего поведения и, в свою очередь, последний влияет на внутренне самочувствие, вызывает эмоции. В актерской игре верное физическое поведение зависит от верного темпо-ритма внутренней жизни.
И вот тут есть проблемка… Дело в том, что природно мы уже наделены определенным темпо-ритмом, плюс ко всему, так устроено, что привычные действия мы координируем подсознательно и стереотипно, тогда как для сцены важно создать точное сценическое действие.
Поэтому для начала важно разобраться со своими ресурсами и возможностями и понимать, как протекает твоя собственная Внутренняя Жизнь, как ты взаимодействуешь с окружающей средой и воспринимаешь ее.

Нам в помощь – Упражнение 1: “Остановка”.
Это своего рода медитация в положении “стоя”, с максимально возможным бездействием тела, которая может быть реализована с различными вводными, в зависимости от того, какую задачу перед собой поставить. Например:
1. Понять ритм, темп, содержание своих мыслей. Систематизировать какие являются твои, какие навязанные ( ” летуны” ). Отследить их и выбросить или, как вариант, “собрать в банку”.
2. Понять ритм окружающей среды, например звуки, но постараться абстрагироваться от них, не иметь к ним отношения, не получать от них информацию. Это можно делать как с открытыми глазами, так и с закрытыми.
Кстати, тот ил иной способ помогает определить, какая система восприятия у тебя доминирует, так как РИТМ воспринимается органами чувств: зрением, слухом, мышечной системой.

Тут стоит посмотреть значение понятия РИТМИЧНОСТЬ: способность воспринимать ритмы окружающей среды и включатся в них.
Так вот, залог того, что ты, как актер сможешь верно темпо-ритмически действовать, требует от тебя наличие Общей Ритмичности. В игре от нас требуют активных изменений в темпо- ритме внутреннем и внешнем, частую смену темпо-ритма, а это возможно при Высокой Степени Ритмичности. Именно РИТМИЧНОСТЬ позволяет улавливать темпо-ритм сценической жизни, партнера и верно в него включатся. Игра в правильном Темпо-ритме обеспечивает верное общение с партнером.

Пробуем понять свою природную ритмичность, раскачать амплитуду и узнать, на что ты способен, какие твои возможности.

Упражнение 2: в парах чтение стихотворения. Партнер хлопком меняет твой темпо-ритм.
Задача: сделать темпо-ритм каждый раз разным.
Вывод: тем, что сам поэтический текст имеет свой темпо-ритм, это с одной стороны помогает, подчиняя тебя себе, с другой стороны мешает, заставляя тебя «ломать» и находить органичный новый темпо-ритм.

Итак, разобравшись с внутренним темпо-ритмом, становится понятно, что ритм внутренней жизни руководит внешним поведением. Ты осознаешь, что в зависимости от ситуации, деятельность сознания может быть:
-либо только процессом мышления ( внутреннее действие);
– либо выражаться в речи ( словесное действие);
– либо в непроизвольных и осознанных физических ( телесных) действиях.

Как уже очевидно, проявление Темпа и Ритма обнаруживается также во Внешнем Действии: словесном и физическом. И именно ТЕМП чаще всего отражает психическое состояние, так как несет в себе еще и определенный характер движений : плавность, скачкообразность, прерывность, замедленность, ускорение…
“.. всем известная, но постоянная забываемая актерами истина о том, что правильная размеренность слогов, слов речи, движений в действии, четкий ритм их имеют большое значение для ПРАВИЛЬНОГО переживания.
Не само действие, а темпо-ритм может производить прямое и непосредственное воздействие”.
К.С. Станиславский ” Работа актера над собой”

Упражнение 3: ” Телега”
Ты- продавец товара. Предмет, который ты продаешь определяется на месте : конверт, бумажный стакан, бронзовая птица….все, что может оказаться “под рукой”.
Задача: презентовать и убедить купить товар как крайнюю необходимость. При этом, модератор в любой момент хлопком меняет твой темпо- ритм.

Упражнение 4: Доклад на тему.
Тема определяется на месте, при этом, чем более абсурдной она будет, тем более активно воображение предоставляет доводы в пользу убедить аудиторию в значимости “грандиозного открытия”. Ну, например, тема может звучать так ” Мыльные пузыри как способ передачи информации”.
Задача: как можно чаще менять темпо-ритм самому и по хлопку модератора, а также использовать в своем докладе “подкидываемые” слова из аудитории. Слова, как водится, «подкидываются» совсем не по теме доклада 

Упражнение 2 и 3 отлично демонстрируют то, как смена темпо-ритма :
– повышает интерес слушателя/ зрителя: заставляет тебя, как актера либо настроится на его темпо-ритм, либо резко изменить его, что станет событием и привлечет внимание;
– активизирует мыслительный процесс, порождает нестандартные ходы;
– обнаруживает новые способы вербальной передачи информации.

Помимо этого, упражнения дают убедится, что:
– темпо-ритм действия может интуитивно подталкивать к созданию образов;
– совмещение нескольких темпо-ритмов действия делают интересной игру. Например, текст и физические действия могут иметь разный темпо-ритм;
– противоположность внутреннего и внешнего темпо-ритма дает возможность выражать сложные эмоциональные состояния;
– если темпо-ритм взят верно, то правильное чувство и переживание создаются естественно, сами собой.

Кстати, относительно верно взятого темпа-ритма в контексте целого спектакля, либо конкретного этюда, то значение имеет та же музыка, звучащая перед началом спектакля/ этюда. Ее темпо-ритм воздействует на чувство зрителя, вовлекает в темпо-ритм дальнейшего действа, а актера заставляет думать о соответствующих предлагаемых обстоятельствах, помогает оживлять не только эмоциональную память, но и зрительную память и ее видения.

Важно понимать, что понятие темпо-ритм применимо к:
1. Внутренней жизни
2. Действию
3. Речи
4. Группе лиц
5. Моментам
6. Отдельно взятым Сценам спектакля / этюда
7. Целой Пьессе/Спектаклю

Не переставайте изучать себя и все, что происходит вокруг 🙂