Слово за слово с Анатолием Неёловым 05.03.2015

Автор Никита Савченко

Все ответы даны до того, как заданы вопросы” – главное правило импровизации

Наконец! Вот она, долгожданная первая чистая импровизация! В этом отзыве позволю себе немного отсебятины.

Первое упражнение пускай останется маленькой тайной для тех, кому это занятие только предстоит 🙂

Второе упражнение – вопросы. Помним, что самый действенный инструмент формирования диалога – вопрос. Вопрос позволяет выйти из сюжетного тупика, обогатить драматургию новой подробностью о персонаже, а также, что самое главное, СФОРМИРОВАТЬ ПОНИМАНИЕ актёров в чистой импровизации о том, КТО они, ГДЕ они и ЧЕГО они хотят. Произвольно сформированные пары обязаны развязать диалог, состоящий исключительно из вопросов (например: “Долго тебя еще ждать? – Вот чем ты снова не доволен? – Может быть тем, что у нас через полтора часа самолёт, а ты до сих пор ходишь тут в одних колготках?“). Стилистическое богатство вопросов (см. Искусство диалога и радиотеатр) второстепенно; первостепенно – умение сформировать вопрос, который был бы:

  1. краткий (“Безжалостно сокращайте сами себя!” © А.Н.)
  2. смысловой (отвечающий собой на один из трёх ключевых вопросов чистой импровизации – кто, где и чего хотят персонажи)
  3. понятный зрителю
  4. понятный актёру

Отдельный акцент поставлю на том, что в импровизации нет я! Помните, что цель ваших вопросов – не перекинуть “горячую картошку” партнёру.

ЦЕЛЬ ВАШИХ ВОПРОСОВ – ДАТЬ ПАРТНЁРУ ВОЗМОЖНОСТЬ ГОВОРИТЬ

Это значит, что вопрос, который выставляет вас красавчиком, но ставит в тупик партнёра – хреновый вопрос. А вы, соответственно, хреновый партнёр. Зритель тоже это поймёт.

Третье упражнение – алфавит. Партнёры ведут диалог, начиная свою реплику со следующей буквы алфавита (например: “А куда делись твои серёжки с чёрным камушком? – Блин, да потерялись куда-то! – Вот вечно ты всё теряешь!“). Упражнение развивает многопоточность мышления – необходимо одновременно держать в голове и сюжет прошлых реплик, и последовательность алфавита. Умение крайне важно для актёра ЧК, так как большинство умений актёра невозможно довести до автоматизма (примером тому служит Слово за слово Кляцкина и Яновицкой, где два опытнейших актёра допускали совсем простые ошибки вроде повторения за партнёром), а потому о них необходимо думать, одновременно развивая сюжет этюда.

Четвертое упражнение – “да, но”. Партнёры формируют диалог, состоящий исключительно из утверждений и отрицаний. При этом золотое правило импровизации –

КАЖДАЯ РЕПЛИКА ДОЛЖНА БЫТЬ СОБЫТИЕМ

Из этого получается, что обыкновенное утверждение или отрицание – скучно, так как не дает события и этим может завершить сюжетное развитие. Как пример, сравните: “Хочешь в кино? – Нет” и “Хочешь в кино? – Нет, но вот трусики с тебя сорвал бы“. Цель упражнения, в отличие от предыдущих, – на поверхности. Актёр ЧК должен научиться в каждой реплике давать событие.

Пятое упражнение (О УРА!!!) – Слово за слово. Партнёры “с чистого листа” начинают в диалоге создавать сюжет своей истории. Визуально на момент стартового хлопка они – две чисто-белые фигуры без лица, пола, фигур и одежды на фоне бескрайней “пустоты”. Каждая последующая реплика диалога должна “разукрасить” или дорисовать на этот холст новую деталь. Например: “И что ты предлагаешь делать с нашим ребёнком?! (мы – родители. у нас ребёнок – рождённый или нерожденный) – С нашим?! Вот иди и расти его со своим Игорем! (мы – не пара. я – сука. она бросила меня ради другого) – Ну уж нет! Ты кончил, ты и пожинай плоды! (она – сука. он нерождённый. мы расстались пару недель назад)”. Главная задача актёров – формировать друг для друга и для зрителя понимание КТО они, ГДЕ они и ЧЕГО они хотят.

Отдельный акцент в Слово за Слово – сокращение. В жизни МОЗГ (внутренняя речь) ≈ РОТ (внешнее выражение речи). То есть объем сказанного “наружу” примерно равен объему сказанного внутри. В театральной импровизации МОЗГ > РОТ. Из этого вывод:

В ИМПРОВИЗАЦИИ ЕСЛИ СЛОВА, ТО ТОЛЬКО КОНЦЕНТРАТ !

Например, “Когда я просыпаюсь по утрам, я в ту же секунду начинаю думать о тебе. Завтракаю и думаю о тебе. Я пишу свой чёртов отчёт, а думаю о тебе” запросто заменяется “Не хочу больше просыпаться, если тебя не будет рядом…

Другие рекомендации к упражнениям и актерской игре в целом:

  1. ВНИМАНИЕ. Слушаем партнёра так внимательно, как будто самого себя
  2. Инструменты актёра – не только голос. Помимо него есть тело и внутренняя речь. Иногда слова – излишни
  3. “Спящий” актёр скучен и теряет внимание. Играем телом – танцуем, жестикулируем, двигаемся. Помним, что главная задача большинства упражнений в студии ЧК – сохранять внимание аудитории. Это не с проста.
  4. Играем телом не только во время собственной реплики. Продолжаем игру “на фоне”, пока говорит партнёр. “Заморозку” во время реплики партнёра Анатолий Николаевич называет “Игрой в стол”
  5. Играя голосом, помним про ТЕМПОРИТМ ! Позади 13 занятий, а всё еще забываем
  6. В диалогах не обьясняем. “Я убил твою собаку… Ну, твоего коричневого лабрадора” (разве партнёр не знает, какая у него собака?). Изначально формируем реплику понятной: или “Я убил твою собаку” (если порода не важна), или “Я помог твоему лабрадору увидеть мир иной“. Другой пример: (ставя поднос на стол) “Лазанья, твоя любимая” ⇒ “Надеюсь, лазанья не пригорела
  7. Партнёр должен понимать ваше событие. Если к средине упражнения партнёр не понимает, вы ему мама или девушка – вы что-то делаете не так.
  8. Слова “каждый раз”, “опять”, “снова” и пр. – худшие враги пристройки. Пристройка, основанная на них, говорит о том, что событие было не значимым. Не значимое событие = отсутствие острого кризисного человеческого общения
  9. Не повторяем за партнёром его реплики. “Я люблю пирожки с вишней – Ты любишь пирожки с вишней???“. Тупо.
  10. Каждая реплика должна давать партнёру намёк на дальнейшее действие. Подробнее см. упражнения “вопросы” и “да, но”
  11. Обязательно реагировать на ВСЕ события
  12. За раз давать партнёру не больше одного события. Иначе ему будет сложнее выполнить прошлый пункт
  13. Не сглаживать конфликт! Обострять! Например: “Я больше так не могу! Я устала!!! – Не переживай, всё хорошо” меняем на “Я больше так не могу! Я устала!!! – Ах это ТЫ устала?! А мне значит сладко, да?!
  14. Как только смысл становится понятен, меняем его. “Когда нам понятен смысл, мы перестаём слушать” © А.Н.
  15. Постоянно меняем предмет конфликта. Сюжет должен развиваться и обрастать поворотами
  16. Если зритель ожидает развязки в виде варианта А или Б, актёр ЧК должен дать ему вариант В. Помните девиз ЧК –

ЧЕМ БУДЕМ УДИВЛЯТЬ?


В завершение приведу ниже пример диалога из Слово за слово, который совершенно случайно удачно получился у нас с Шевченко Денисом:

– Он (холерично): Господи, что же ты наделал! (вывод: я что-то совершил)

– Я (спокойно): Поначалу всё шло успешно. Продольный надрез… (я – хирург. я оперировал человека)

– Какой, блядь, надрез! ОН УМЕР!!! (во время операции пациент погиб. операция была не типовая)

– Я ничего не мог поделать. У него было обильное внутреннее кровотечение.

– Да ты же врач! Ты убил его, понимаешь?! Убил! Я сейчас же вызываю ментов! (обострение и ускорение – у меня осталось времени до соединения к участком. я прямо виновен в его смерти)

– Не забудь рассказать им про окровавленный нож в своей руке… (подстава. смысл становится понятен ⇒ меняем смысл. убийца – ты)

Для особых извращенцев ситуацию можно развить иначе, уперевшись в его “Господи” (значит он христианин), но это тема для совершенно другого диалога… 🙂