Сторителлинг с Мишей Костровым 18.03.2015

Автор Юлия Мироненко

Вчера Миша уже не впервые в целом, но впервые настолько подробно и глубоко дал схему, по которой следует рассказывать истории. Если строить драматургию этюда по этой схеме: 1) она будет практически беспроигрышной, 2) это удобная опора для изменений по персонажу внутри этюда. 

Итак, что должно быть в хорошей истории?

1. УНИКАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ главного героя.

Этой особенностью может быть: физическая (форма), некий талант (качество), образ жизни, место или время его жизни, социальный статус, достижение.

2. С особенностью случается БЕДА.

Беда – это потеря особенности, изменение ее или каких-либо обстоятельств, в результате чего особенность обесценивается, и герой это понимает.

3. Герой ищет и находит ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.

Чтобы найти оригинальное решение, герою надо ответить на три вопроса: ЧТО, ГДЕ, и – главное – КАК?

То есть, он придумывает, Что и Где он будет делать после того, как с его особенностью приключилась беда. Но, чтобы это было интересно драматургически, это должно делаться оригинальным, интересным способом. Для этого надо придумать нестандартный ответ на вопрос «Как?» 

4. С героем случается КРИЗИС.

Найдя оригинальное решение, герой всегда попадает в некую новую систему. И здесь его ждет конфликт: внутренний, внешний или оба сразу. 

Необходимость интеграции/адаптации/сотрудничества с новой системой неизбежно приводит к кризису «Я+Система». 

5. ПЕРЕОСОЗНАНИЕ.

Чтобы пройти кризис, герой должен отбросить некие старые установки, которые сопротивляются изменениям, произошедшим с ним, и принять новые обстоятельства, способ мышления и поведения.

Переосознание – это приятие себя в рамках новой системы.

Эта стадия является кульминацией истории.

6. «СОКРОВИЩЕ».

Сокровище, которое находит герой после переосознания, – это его будущее. Это новые возможности и перспективы для развития и жизни, которых раньше у него не было.

Если в результате переосознания герой не нашел сокровище – значит переосознания не было, это самообман.

Важно: сокровище должно быть в этюде. На других занятиях Миша упоминал о «ранах земли» – неких глобальных проблемах человечества, трагедиях, боли, знакомой всем людям. Хорошо, если найденное героем сокровище исцеляет какую-то рану земли. И если зритель узнал себя в герое, в архетипической ситуации, в которой тот оказался, то «сокровище» – это та надежда, которую мы даем зрителю.

При всем при этом следует помнить, что сюжет делает не фабула, – сюжет делает герой. Поэтому герой не должен быть пустым.

Если играть по этой схеме плоты – то каждый из персонажей в идеале должен пройти по ней: заявить свою особенность, с “помощью” партнеров потерять ее, найти оригинальный выход, попасть в кризис, и через переосознание обрести сокровище – новое будущее.

Схема сторителлинга описывает циклические стадии жизни каждого человека. В ней есть два «негативных» пункта, беда и кризис, с которыми мы периодически сталкиваемся в разных сферах жизни. И если у вас что-то плохо, стоит исходить из того, что эти вещи неизбежны, жизнь из них состоит и смысла сопротивляться им нет. Есть смысл понять, что это за стадия, как с этим наиболее эффективно взаимодействовать и – двигаться дальше. 

Подробнее о сторителлинге можно почитать в книге Линды Сегер «КАК ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ СДЕЛАТЬ ВЕЛИКИМ».

xJsajQD2f9E

Спасибо, Миша! 🙂