Основы драматургии с Сергеем Федорчуком 20.03.2015

Автор Лия Алтухова

Драматургия – это запрограммированная смена впечатлений у зрителя.

Зритель может смотреть одинаковую по эмоциональной окраске ситуацию не больше 20-25 минут. На этом основаны все ситкомы. С точки зрения драматургии этюды можно проанализивать с 4х сторон.

1. Идейно-тематический анализ.

Тема – отвечает на вопрос ЧТО? Что происходит? Например: семейный конфликт между супругами, несчастная любовь двух подростков..

Идея – О ЧЕМ? О чем я хочу рассказать зрителю, какой посыл, какую мысль вложить. Например: Любовь побеждает все. Идей может быть несколько, чем больше идей – тем лучше.

Сверхзадача – ЗАЧЕМ? Что я рассказываю и какого результата я хочу. Побуждает к изменениям зрителя.

Этюды бывают без темы(театр абсурда) и без идеи(например: эстрадная миниатюра), но со слов Сергея А.Н. этого не любит, делаем выводы :-)

2.Сюжетный анализ.

Основа любого драматического события – конфликт, столкновение интересов.

С точки зрения драматургии конфликт бывает:

внутренний (конфликт сам с собой);

внешний (конфликт между 2мя персонажами и больше);

глобальный (между добром и злом, любовью и ненавистью)

Сюжет – это последовательность событий.

Событие – любое вербальное или невербальное действие, меняющее психологическую мотивацию персонажа.

Если событие не меняет задачу персонажа, то с точки зрения драматургии – события нет. Не изменились = не поменяли задачу.

Структура сюжета:

экспозиция (пролог)– знакомство с предлагаемыми обстоятельствами.

завязка – 1-е событие, дающее начало основного конфликта.

развитие – последовательность событий развивающих конфликт.

кульминация – точка максимального напряжения.

развязка – чем все закончилось и к чему привело.

Развязки может и не быть, бывают этюды с открытым финалом, они дают зрителю возможность самим додумать развязку.

3. Темпоритмический анализ.

В драматургии темпоритм – это частота и интенсивность событий.

В этюде должно быть минимум 3 события, чем больше – тем лучше.

Делится на:

темпоритм внешнего действия (встал, пошел и т.д.)

внутреннего действия – частота изменения мотивации и настроя.

Основной закон темпоритма: В процессе развития конфликта частота и интенсивность событий должны постоянно увеличиваться.

Интенсивность – это степень эмоционального накала, она должна повышаться.

Каждое следующее событие должно носить другу эмоциональную окраску (хорошее – плохое – опять хорошее – плохое и т.д.)

4.Информационный анализ.

Анализируем вовлеченность зрителя в происходящее.

Информацию можно подавать:

линейно – от полной неизвестности к полной ясности.

нелинейно – от, казалось бы, полной ясности к полной неизвестности, а затем к полному пониманию.

Последнее более эффективно, зритель любит обманки, но в финале обязательно должна быть ясность.

Закон вовлечения зрителя в драматургию: В каждый момент этюда зритель должен знать чуть-чуть  больше чем один персонаж, и чуть-чуть меньше чем другой.

Основной закон этюда: В процессе столкновения сторон конфликта персонажи должны изменяться.

Цели должны нарастать.

Три основные формы подачи этюда:

– диалог;

– монолог;

автор – монолог – диалог (автором может быть и один из персонажей, но если начал – им нужно быть постоянно, а не один раз за этюд)