Атмосфера с Вячеславом Никоноровым 20.03.2015

Автор Ирина Путий

Когда я пришла в Дом Пашкова, где у нас должно было быть занятие, то девушка на ресепшене сказала мне: «Идите, идите, вы услышите». И действительно, как только я оказалась в начале коридора, то была практически оглушена репликой Вячеслава, которая донеслась из отдаленной комнаты. Вячеслав оказался человеком хоть и не самым большим, но обладающим сильным голосом, сильной харизмой, такой самобытностью и эмоциональностью, что на него даже во время бездействия на площадке просто смотреть было интересно.

Упражнение на пристройку снизу и сверху, «броуновское движение»… Пожалуй, первая часть занятия это был больше психологический треннинг, на котором мы учились следить за направлением своего движения, взаимодействием с окружающими, и через простые действия осознавать модели и причины своего поведения в жизни. Часто ли я отдаю или отбираю инициативу? почему? зачем? что мною движет? хочу ли я быть в центре или на периферии? выбирать самой или позволять себе быть выбранной? – на эти и другие вопросы я получала очевидный ответ постфактум, после выполенного действия. И, к сожалению, этот ответ был не всегда для меня приятен.

Самым сложным заданием был для меня выбор человека, который больше всего не нравится. Сначала я впала в ступор, потому что до этого я над этим не задумывалась, т.к еще плохо знаю многих людей в группе. Потом я попыталась себя обмануть и заменить «не нравится» на «не понятен». Потом я позволила просто себя выбрать. Мой партнер мне очень нравился!) Но польза в упражнении была, потому что вопросы, которые были заданы, я теперь задаю себе сама, думая о людях, которые мне не нравятся в обычной жизни.

Произведение искусства должно иметь душу, и эта душа есть атмосфера.  М.Чехов

Вторая часть занятия была посвящена атмосфере.

Что такое атмосфера? Атмосфера это эмоциональный фон. Атмосфера, по определению Михаила Чехова, имеет волю (динамику) и чувства. Поэтому в ее описании должно присутствовать какое-то причастие, имеющее окончание -ащий, -ющий и вызывающее эмоцию и какое-то побуждение к действию (внутреннему или внешнему). На мой взгляд, чем шире и детальней описание обстоятельства действия, тем легче и точнее можно войти в эту атмосферу, прочувствовать ее.

Примеры:

Сидящие вечером у горящего костра, умирающие узники концлагеря, спешащие на поезд, едущие в путешествие и т.д.

В упражнении с партнером мы постоянно меняли свою атмосферу так, чтобы создавать конфликт атмосфер друг с другом: смеющийся – плачущий, апатичный – стремящийся к действию, веселящийся –грустный. Почему? Потому что больше всего зрителю интересен конфликт) И нужно использовать данный конфликт с атмосферами в этюдах.

Потом были вхождения в заданные сложные атмосферы.

Наиболее сложно мне было представить себя узником концлагеря. Когда я пыталась себя представить в этой ситуации, первое, что хотелось мне сделать, это бороться, спасать всех, но потом я подумала, что я уже давно в концлагере, и поэтому эти чувства уже ушли, и я смирилась. Сознание упорно отказывалось чувствовать, а воображение представлять эту атмосферу. Я сидела и думала о том, что я не хочу и никогда не смогу выполнить это задание, и чувства безнадежности, отчаяния, безвыходности, бессмысленности происходящего нахлынули на меня… в какой-то момент я опять вспомнила, что по заданию я должна находится в концлагере и неожиданно обнаружила, что с этим состоянием я чувствую себя органично в заданной атмосфере.

Вот такие получились наблюдения после занятия.

Спасибо, Вячеслав!