Переключение с Евгением Волошенюком 25.03.2015

Автор Никита Савченко

На сцене все постоянно говорят о том, кто кого больше ненавидит. А вот о том, кто кого больше любит – никогда © Женя

Суть упражнения: студийцы разбиваются на пары и дают друг другу по 3 прилагательных (веселый, нетерпеливый, умирающий и пр.). Каждое из предложенных прилагательных – образ актёра. На сценическом пространстве встречаются две пары. Один человек из пары – актёр, другой – режиссер. Режиссер отвечает за оценку, актёр – за пристройку. Задача режиссера – следить за событиями на сценическом пространстве (прежде всего за событиями актёра из другой пары) и подбирать наиболее интересное в данный момент состояние актёра. Задача актёра – играть Слово за слово + плавно перестраиваться из одного предложенного режиссером состояния в другое + следить за драматургией.

Секреты и законы упраженения:

1. ПЛАВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ. Актёр должен уметь создать игровой узел и изменение таким образом, чтобы это не выглядело “переключением рубильника”. Например: (влюбленная) “Дорогой, я так тебя люблю… Женись на мне!…” – (счастливый) “Ура! Да, конечно!” – (испуганная) “Ты какой-то неадекватный, не подходи”)

2. Ты тот же самый, но смотришь по-новому. В дополнение к прошлому пункту. Не взирая на возможную противоположность образов, нельзя менять мировоззрение под стать образу. Например, нельзя хотеть ребёнка, а при переходе его уже не хотеть. Как и нельзя любить, а по щелчку ненавидеть

3. ЗАДАЧА ДОЛЖНЫ БЫТЬ. Существование актёра на сценическом пространстве без задачи (цели) невозможно. То есть возможно, но бессмысленно 🙂 Актёр ЧК должен уметь молниеносно менять собственную задачу в зависимости от собственной оценки или пристройки. Например, хотеть поцеловать её (романтичный), затем заставить её раздеться (возбуждённый), затем заставить её уйти (испуганный)

4. КОНКРЕТИКА. Детали создают картинку в голове. Например, говори не “Поехали в отель в горах, там очень сексуально!”, а “Поехали в мой любимый отель в горах! Там в полулюксе стены бордовым бархатом оббиты, а по бокам огромной постели стоят канделябры на 6 свечей! Ты таких в жизни не видела!”

5. Противоположность оценок. Девиз ЧК – “Чем будем удивлять?”. Актёр ЧК обязан владеть стандартными оценками (разбила машину = ярость/негодование), но играть противоположные (разбила машину = “ура!!! Я это ведро уже полгода продать пытаюсь, а теперь страховку получу!”)

6. Никаких клише. Забудь о клише, это ЧК. Если ты “заботливый”, то не гладь её по рукам и не спрашивай, как её день, а стой и готовь её любимую лазанью

7. Снова, опять, как всегда. Забудь об этих словах и их смысловых аналогах. Они указывают на повторяемость конфликта, а старый конфликт менее острый. “Я тебе изменила…” – это новость и признание. “Я тебе изменила…” – “СНОВА?!” – не новость и не признание

8. Не прессуй партнёра. Не накидывай черёд событий без паузы на оценку и пристройку. “Так вот: я тебе изменила, убила твоего кота и проколола все твои презервативы!” – “Ты с ума сошла?! МОИ ПРЕЗЕРВАТИВЫ?!”

9. Дистанция. Не жмись к партнёру, не бегай за ним и не перегружай одну зону сценического пространства. Будешь бегать = рано или поздно поймаешь; что будешь делать, когда поймаешь?

10. УДИВЛЯЙСЯ! Удивление – секретный приём. Когда партнёр начинает вытворять на сценическом пространстве неадекватный сюрреализм, посмотри на него и скажи: “Блин, ты, оказывается, и такое можешь учудить?!”. Эта же фраза служил прекрасным началом узла, за которым пойдет “разочарование + расставание”

11. Режиссёр, дослушай до конца. Режиссёр, прежде, чем давать оценку, позволь актёру окончательно задать событие, не давай переключение на средине фразы. Это может обескуражить твоего актёра и испортить узел

12.  “Оторвите жопы!” © Анатолий Николаевич. Передвигайся по сценическому пространству. В то же время помни, что сценическую картинку нужно менять, но не скакать при этом по сцене лосем

И самое важное! “Эту фразу из 10 человек сказали бы 9, но ты актёр ЧК” © Женя. Запомни перечень тем-паразитов, которые уже заезженны и переезженны:

  1. Свадьба
  2. Беременность
  3. Расставание
  4. Измена
  5. Увольнение
  6. Кредит
  7. Деньги
  8. Квартира

Сделай Жене приятно, придумай что-то интереснее! 🙂