«Монолог. Формы монолога» с Владимиром Тагвеем.

Автор Инна Новик

И так, монолог – это определенное действие, направленное на изменение кого-либо или чего-либо, при этом человек – автор монолога, также изменяется в процессе своей речи. Монолог может быть одно- или многоходовым (в зависимости от количества изменений эмоционального состояния).

По типу (направленности) различают монологи направлены на:

  • зрителя;
  • альтер-эго;
  • предмет;
  • воображаемого партнера;
  • мистическое (высшее) существо;
  • партнера;
  • животное.

Цель монолога – добиться чего-то от партнера (определенного действия, чувства, понимания или пр.).

После небольшой теоретической зарисовки мы приступили к разминке и тренировочным упражнениям. Для начала нужно было придумать три движения (жеста) и по-разному работать с ними (повторять их с разной скоростью, с разным эмоциональным окрасом, скомбинировать вместе с жестами партнера и т.п.).

Далее мы, собственно, подошли к самому монологу. Побродив в закоулках своей души, каждый определил для себя существующую проблему, и, рассуждая вслух, пытался ее решить. Потом интереснее: этот же монолог нужно было произносить в парах, где партнер выступает твоим внутренним голосом. Первая мысль: вообще не участвовать в этом упражнении… Как можно рассказать постороннему человеку то, что тебя на самом деле тревожит и в чем ты сам себе боишься иногда признаться? Но задача есть задача, надо выполнять. Как-то собравшись, я изложила партнеру суть своей проблемы, не удаваясь в подробности и эмоции. И о чудо! Этот «партнер – внутренний голос» начинает задавать тебе вопросы «в тему», те вопросы, которых ты старался избегать, пренебрегать ими, но они то существуют и требуют ответа… Казалось большего страха, чем открыть свою проблему чужому человеку быть не может, и все худшее уже позади, но нет!… Гораздо напряженнее, когда ты сам становишься чьим-то альтер-эго, когда ты понимаешь, что проблема, о которой рассказывает партнер в своем монологе, действительно важна для него и ему необходимо ее решить. А ты – его внутренний голос, своего рода врач, который должен помочь… Но ведь главное в лечении не навредить. Как задать нужные и, что немало важно, своевременные вопросы? Ведь необходимо не просто спрашивать и советовать что-то, а не сглупить, не сказать лишнего, того, что может не правильно повлиять на решение, не загнать человека в пропасть тогда, когда ее можно было бы спокойно обойти… Ведь это важно для партнера! И это страшно…

Далее были публичные монологи: разные темы, истории, мизансцены…

И тут обнаружился интереснейший факт! Иногда для человека, произносящего монолог, его тема и проблема очень важны, наболевшие, но зритель этого почему-то не понимает и не верит в происходящие, студийцы критикуют этот монолог и находят в нем много проколов. Но бывает и наоборот: человек выдумал историю, она априори уже не может быть для него ужасно важной, но рассказывает ее так, что зритель заинтересовывается, внимательно наблюдает за сюжетом и отмечает правильные технические моменты монолога. Как объяснил Владимир Тагвей это наблюдение, данную ситуацию можно сравнить с процессом трудоустройства. Если ты выглядишь не достаточно уверенно на собеседовании и не можешь убедить работодателя в том, что ты – лучший кандидат на эту должность, то работы тебе не видать, не смотря на то, что она для тебя очень важна и нужна.

Исходя из этого можно сделать вывод, что для качественного монолога очень важны следующие вещи: нужно максимум внимания уделять деталям, оправданно менять окраску своего эмоционального настроя, двигаться точно и уверенно, изменять мизансцену, свое отношение к проблеме. А также во время монолога должен быть темпо-ритм, ну и неплохо было бы управлять хрусталиком зрительского глаза 🙂

Спасибо Владимиру за занятие и до новых встреч!