Поведение актера, текст и сюжет в импровизации

Автор Юлия Мироненко

«Хорошему актеру не нужен повод, чтобы измениться и, с точки зрения зрителя, это – иррационально. Любое изменение, обычно, мотивировано событием.»

На занятии мы решали вышеозвученный коан от Михаила Кострова.

Задачей тренинга было научиться делать заранее заданные (например режиссером) изменения, с помощью техники, в основе которой лежит упражнение Михаила Чехова «Психологический жест».  При этом любое изменение должно быть оправдано очевидным для зрителя сюжетным ходом, а текст должен быть вторичным по отношению к поведению.

После разминки-разогрева мы делали следующее упражнение.

На площадке по периметру ковра поставили крестом, сидениями внутрь площадки, 4 стула. Стоящие друг напротив друга стулья обозначали одинаковые полюсы или минусы, плюс-плюс и минус-минус.

Затем Миша написал на доске несколько пар понятий.

  1. Пристройка сверху (властвовать) – пристройка снизу (нести бремя)
  2. Открытый – закрытый
  3. Принимающий – отвергающий
  4. Альтруист – эгоист
  5. Свободный  – эгоист
  6. Принимаемый – Отвергаемый (!!)

Что касается последнего пункта, 6: в каждой паре можно выступать как в роли субъекта, так и в роли объекта действия. Миша показал простой жест, когда один партнер берет другого за руку, а другой её должен отдать. И, чтобы отдать руку, – нужно не просто “не сопротивляться” тому, что твою руку берут, а сделав некоторое внутреннее усилие, принять тот факт, что ты (в каждое мгновение действия) отдаешь свою руку партнеру, позволяя производить над ней манипуляции. 

«Жесты говорят о желаниях (воле). Если желание (воля) сильно, то и жест, выражающий его, будет сильным. Если же желание слабо и неопределенно — жест также будет слабым и неопределенным. Таково же обратное соотношение жеста и воли. Если вы сделаете сильный, выразительный, хорошо сформированный жест — в вас может вспыхнуть соответствующее ему желание. (Вспомните старичка, героя чеховского рассказа, который сначала топнул ногой, потом рассердился.) Вы не можете захотеть по приказу. Ваша воля не подчиняется вам. Но вы можете сделать жест, и ваша воля будет реагировать на него.» Михаил Чехов, «О технике актера» 

Итак, упражнение 1

Студент должен был переходить по кругу от стула к стула (от полюса к полюсу) меняя окраску (точнее состояние) согласно 5 первым пунктам на доске, и выражая её поведением, существуя в ней. Каждую пару можно было проходить 2-3 раза, пока не почувствуешь, что дошел до своего эмоционального максимума и до своей максимально художественной формы.

Для дополнительной помощи, мы написали на доске несколько глаголов, которые могут помочь сделать необходимое изменение: тащить, волочить, давить, бить, ломать, разделять, поднимать, бросать, трогать, открывать, закрывать, разрывать, мять, брать, давать, подпирать. Можно также добавлять свои глаголы, которые, по интуитивному ощущению, соответствуют данным окраскам. Так как это довольно абстрактные понятия, актеру необходимо найти собственное понимание каждой окраски и ключ к органике поведения. Например: “тащить бремя” (пристройка снизу) или “тащить за собой упрямый и ленивый народ” – как форма волеизявления правителя (пристройка сверху).

Упражнение 2

Далее, на площадку добавили еще по стулу к каждому из стоящих там, и мы делали то же упражнение, но в паре с партнером, в форме этюда без слов. Мы существовали на одной точке некоторое время, затем переходили на следующую, меняя полярность. 

То есть 1я точка: первый партнер – властвующий, второй – несущий бремя. 

2я точка: первый партнер – несущий бремя, второй – властвующий. 

3я точка: первый партнер – открытый, второй – закрытый. и так далее, до конца списка. 

Задачей было не спешить, не наигрывать, делать паузы, ждать, когда придет импульс из тела. 

И, как результат, при верном выполнении упражнения должен появиться ОБЩИЙ РИТМ в действиях двух партнеров. 

Упражнение 3

Тот же этюд, что и прошлом упражнении, но уже нужно было МЕЖДУ действиями добавлять минимум текста – примерно по реплике от каждого партнера на каждое изменение. Понимая при этом, что основа этюда строится на поведении тела, жестах, и действия первичны по отношению к тексту, но и текст, а значит сюжет, должен сохранять логику.

Очень полезное занятие, так как мы полагаемся больше, как правило, на текст, не работая или недостаточно включая тело, психику. Вызвать сопереживание одним текстом можно, но это довольно сложно, и это не полноценная актерская игра, а скорее похоже на жанр стендапа. 

Мы добивались единства ритма тела и текста, когда тело словно играет басовую партию, а текст, с присущей ему музыкальностью и мелодичностью играет сольную партию. Два же актера – это уже 4 “музыкальных инструмента”, маленький ансамбль, который завораживает ритмом.

Слова врут, а поведение не врет. Словами можно обмануть мозг, но не обманешь сердце. Поэтому, чтобы выглядеть честно для зрителя, надо включать в игру тело и психику.

11128431_847763851927973_676164720_n