Мафия с Анатолием Николаевичем 26.04.2015

Оставь пистолет. Захвати пирожные. (©”Крестный отец”)
На артакте очень много написано о мафии, но, как говорится, “повторение – мать учения”. Прежде всего, мафия сочетает в себе черты двух типов игры: состязание (борьба) и представление (маскарад). Она — одновременно и шоу, и борьба за выживание. Если все, что мы делали до этого требовало определенной серьезности, но как раз на мафии можно и нужно дать волю своему чувству юмора.
Алгоритм мафии.
Предлагаемые обстоятельства: Владелец отеля был найден мертвым. Убийцы оставили на месте преступления записку, где сказано что каждую ночь они будут убивать еще по одному. Задача: вычислить и обезвредить мафию.
Первое слово: актеры по очереди выходят и представляют своих персонажей.
1. Имя, фамилию. Игра слов приветствуется: Силь По, Ижди Венка.
2. Национальность.
3. Профессия, род деятельности.
4. Несколько предложений, характеризующих персонаж. Хорошо, когда у персонажа есть какая-то фишка: заикание, дальтоник, охрипший голос, акцент и т.д.
5. Цель прибытия в отель.
Юмор уместен и приветствуется. Представляемся в третьем лице, больше конкретики, должно быть ярко, весело и интересно. Для понимания можно посмотреть представления пиратов с “Острова Сокровищ”
Правила: ведущий раздает карты участникам игры.
Туз треф и пик — «Мафия» (убивает ночью)
Червонный король — комиссар (должен убить мафию),
Бубновая дама — проститутка Лола (сексом оживляет любого умершего).
Мирные жители (любая карта от 10 и ниже) не знают, кто из игроков является мафией, вычислить её — их задача. Задача мафии — отвести от себя подозрения, выиграть время и убить всех мирных жителей.
Тезисно по самой игре:
1. Во время выхода нового игрока остальные актеры перемещаются, меняют позы на сцене. Нет стопам.
2. Карту нужно брать аккуратно, двумя руками, чтобы никто из зрителей не увидел.
3. Есть две фразы: “Кто за?” и “Кто против?” никаких ” Поднимаем руки” и т.д.
4. Нельзя оправдываться от образа. Оправдываться нужно с энергией и не от персонажа.
5. ВЕРА. Должна быть, особенно в моменты, когда нужно оправдываться. Представьте, что вас реально хотят убрать.
6. Когда вскрывается карта убитого, давать интересные оценки, как-будто убили кого-то особенного, даже если убрали мирного жителя.
7. Не развешивать и не цепляться за ярлыки.
8. Больше экта. Качаем энергию.
9. Мафия – командная игра. “Короля делает свита”, оправдывать ляпы партнеров и поддерживать as a must.
Последнее слово: если персонажа убивают, он произносит свое последнее слово.
1. Говорить не от персонажа, а от себя. Но не допускать казусов вроде: персонаж одинокая женщина без детей, а в последнем слове воспоминание о родах, и тому подобных.
2. Не надо поучать зрителя.
3. Должна быть история.
4. Больше конкретики, меньше философии.
5. Последнее слово должно быть лиричным, говорит душа.
Представьте, что сегодня последний день вашей жизни. Откажитесь от штампов. Загляните внутрь себя. Что бы вы хотели сказать?
«Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трёх часов. И больше это никогда не повторится. Я бы сравнил это с хождением по канату в ста футах над землёй и безо всякой страховки. А в кино канат лежит на полу…»
Саме так порівнював театр і кіно талановитий актор Аль Пачіно.
Сьогодні на занятті Анатолій Миколайович вперше говорив про монтажність театральних вистав. Виявляється, актор імпровізації – не лише режисер, актор і драматург, а ще і монажник! (Фух, тут з трьома ролями не завжди можеш впоратись, а тепер додалась ще і четверта).
Як же здійснюється монтаж в театрі? Через випуклість образу. Персонаж повинен бути не квадратом, а – кубом. Глядач через зміни в людині відкриває нові сторони куба. Дякую Марині Стельмах, яка для Мафії обрала яскравий образ “бидло-тьолочки, яка кришує район”. В цьому образі вона виправдовувалась і в цьому ж образі говорила останнє слово.
Як же було вигідно обіграти даний образ з точки зору монтажності театрального дійства? Коли партнери почали звинувачувати тебе, можна було вимкнути режим “нічого не боюся” і сказати: “А знаєте, як страшно вночі одній сидіти в кіоску? Це я ззовні така смілива, а всередині – хочеться ткнутись носом в чиєсь плече і вперше в житті відчути себе захищеною”. Це могло би бути першою зміною персонажу.
Останнє слово взагалі краще говорити не від образу, а від себе. Що я думаю в цю конкретну хвилину. Під конкретною хвилиною мається на увазі 2 хв до смерті. Тут повинна вмикатись віра у пропоновані обставини.
Яскравим прикладом було останнє слово Іри Гатун в Мафії 26.04.2015 Вона говорила, що у 25 років прийшла в секту (в ЧК), і лише тут вона навчилась говорити людям правду, бути самою собою. Коли особисто в мене побігли мурашки по шкірі, мені було плювати, що слова не сходяться з образом і т.д.
Раніше (століття 19-е, здається) існувала професія монтажника ювелірних виробів. Він компонував в одному виробі різне дорогоцінне каміння. Кожен камінчик сам по собі красивий, але як розмістити їх у прикрасі, щоб вони підкреслювали чарівність одне одного? Поліна Голованова завжди перед Мафією цікавиться, хто буде з нею грати. Як з’єднати факти про монтажника-ювеліра і Поліну в одне ціле?
Мафія стає більш цікавою, коли всі персонажі контрастні. Якщо в Мафії будуть брати участь 3 красиві жінки, то я ну просто зобов’язана зробити собі страшненький образ. Ці слова мають сенс, якщо є можливість заздалегідь дізнатись про команду Мафії.
Загалом: об’ємності нам на сцені і в житті!
Выходя на сцену, я продумала только представление. Когда же пришло время оправдываться, поняла, что в рамках образа не получается сымпровизировать изменение, которое не будет противоречить показанному ранее. Тут нужно то самое мастерство монтажа, о котором говорил Анатолий Николаевич. При одной и той же ценности камней, стоимость конечного изделия разнится в зависимости от того, насколько удачно эти камни скомпонованы.
Ну, и от агрессивных избавляются в первую очередь. Выбирая такой образ, нужно продумать не только душещипательное оправдание, но и новые краски своего поведения в игре, в случае успешного исхода голосования.
Опора для последнего слова – история. Настя Иванова в воскресной Мафии на зрителя рассказала хорошую историю про доверие. Из первого ряда было заметно, как у нее тряслись руки. Тряслись, как мне показалось, не от волнения, а от веры в происходящее.
Добавлю еще несколько деталей:
1. На вступительном слове говорить о себе в третьем лице («Она всегда мечтала стать художником, но стала продавцом в зоомагазине»)
2. Игру не начинать сначала. Зрители уже знают что в записке (Анатолий Николаевич об этом обычно рассказывает перед началом игры)
3. Никогда не задаем вопросы типа «А как убили хозяина?», «Куда трупы будем девать?» и подобные. Смерти и убийства – театральная условность.
4. Голосование обязательно заканчивать словами «Кворум есть\нет».
5. За одну ночь нельзя одного и того же человека дважды выносить на голосование.
6. Шутка – игра текста, а не актера.
7. Соблюдаем главное правило этюда: персонажи должны МЕНЯТЬСЯ. Во вступительном слове, во время оправдания и последнего слова зритель должен видеть изменения.
8. Не устраивать балаган!
9. Желательно не выбирать изначально агрессивного персонажа. А если выбрали, то в оправдании нужно измениться, чтоб у зрителя появился интерес и сопереживание.