Конфликт, в итоге, сделает нас лучше, в этом его предназначение

Автор Миша Костров

Конфликт – движущая сила любого процесса. Именно он приводит в действие скрытые силы и внутренние ресурсы. С точки зрения психологии, конфликт порождается разницей между удовольствием и неудовольствием, которая приводит к переизбытку энергии. Насколько велика разница, настолько значительным является потенциал конфликта, с точки зрения активного действия и всевозможных форм его проявления.

Драматурги и режиссеры любят глубокие и сложные конфликты потому, что в них заложен потенциал, позволяющий герою действовать мощно и изощренно в борьбе за своих цели.

Актер-импровизатор создает конфликт самостоятельно и обязан понимать, что качество конфликта и его глубина – это потенциал его будущего исполнения.

Конфликты, в которые попадает Герой (то есть каждый из нас, в жизни и на сцене), можно разделить на четыре типа:

Конфликт 1го рода:

Конфликт между эго и супер-эго героя.

Это конфликт между желаемым и действительным, между “хочу” и “должен” между человеком и его совестью. Это очевидный конфликт, с которым работают психотерапевты, актеры и режиссеры. Мы разберем его дальше с актерской точки зрения, но если вам интересно познакомиться детальнее с темой – прочтите работу Фрейда “Положение о двух принципах психической деятельности”.

Конфликт 2го рода:

Герой конфликтует с социумом.

В фильмах мы видим, героев сражающихся со злом, которое воплощают: мафия, табачные компании, секты и террористические организации, вражеские армии и так далее.

Этот конфликт самый интересный, потому что понимание его природы позволяет скорректировать множество “багов” в собственном поведении и глубже понять природу мира, в котором мы живем.

Для того, чтобы мы разобрались с этим конфликтом, я введу понятие Системы.

Система – это нематериальная субстанция транслирующая поведенческие реакции, служащие для накопления и удержания энергии в самой Системе.

Представим, что есть Хозяин и есть рабы. Хозяин вводит правила, рабы по ним работают, спят, размножаются, но в конечном итоге эти правила нужны не рабам, а Хозяину, чтобы сохранить себя и приумножить свое.

Вот это и есть Система. Её цель – собственный гомеостаз – сохранение и приумножение себя. Любая Система, словно радиоизлучатель, транслирует в пространство модели мышления и поведения, и получает энергию, когда эти модели воплощаются и поддерживается людьми. Именно материальная реализация моделей   поведения, транслируемых Системой, оправдывает существование системы.

Чем больше у Системы последователей, тем больше у нее энергии, тем уверенней она себя чувствует и тем она менее агрессивна. Молодые Системы – самые агрессивные, а их последователи – самые фанатичные.

Системы иногда именуют “эгрегорами”. На мой взгляд слово “эгрегор” не отражает природы того, что обозначает. Термин “Система” более точен, поскольку система – это именно упорядоченное, целостное нечто.

В Системе всегда есть баланс по отношению к самой системе и дисбаланс по отношению к другим Системам. Это означает, что Системы пребывают в постоянной борьбе за последователей.

Люди, которые являются частью любой системы перестают быть собой и, по сути, они делают лишь то, что велит им Система, они мыслят так, как “правильно” в рамках служения Системе, зарабатывая для нее энергию.

Конфликтуя с инспектором ГАИ вы конфликтуете не с ним, а с одной или несколькими системами, которые он персонифицирует. В момент конфликта он, по сути, не является собой на 100%, поскольку служит системе и мыслит так, как требует система.

В момент семейного конфликта, тот из супругов, который нарушил законы Семейной системы, конфликтует не со своим мужем или женой, а с Семейной системой, на защиту правил которой встал второй из супругов.

Понимание этого дает нам несколько бонусов:

а) глупо испытывать негативные эмоции в отношении человека, который “не ведает, что творит”.
б) решать конфликт надо не с ним, а с системой, а для этого надо понимать, как она работает, иначе наша эффективность будет стремиться к нулю и мы проиграем конфликт.
в) возможность присоединиться к более сильной системе, наследование поведенческих паттернов которой обеспечит нам победу в конфликте.

Классификация Систем давно и качественно сделана социологами. Они бывают большими и малыми, и делятся на:

а) экономические институты: компании и корпорациии, система рыночных отношений и т.д.
б) политические институты: государство, бюрократия, налоговая, всевозможные партии,  полиция и т.д.
в) институты стратификации и родства: семья, брак, дружба, сословия (рабочий класс, дворянство) и т.д.
г) институты культуры: обычаи, традиции, церковь, монашество и т.д.

Системы, словно простейшие микроорганизмы, плодятся, размножаются и умирают. Некоторые живут тысячелетиями, а некоторые умирают сразу после зарождения не найдя адептов, готовых подпитывать их энергией.

Теперь поговорим об актерском и человеческом поведении в отношении систем и о том, как использовать системы в своих интересах.

Герой художественного произведения нематериален, придуман писателем или драматургом, а вот системы – абсолютно реальны.

Если вам предстоит играть яркого представителя любой Системы, попробуйте понять и ощутить законы Системы, которые он персонифицирует. Позвольте себе встать на место героя, позвольте себе на время исполнения стать частью Системы и наследовать её поведенческие паттерны.

Вам мгновенно станет понятна логика восприятия и поведения героя, потому что в момент персонификации логика Системы преобладает над его логикой, а восприятие событий системой, через глаза и уши героя, подавляет его восприятие.

Это довольно упрощенное описание того, что вам нужно сделать, и следует помнить, что это лишь вспомогательный прием, который дополняет системную работу над персонажем по системе (!) Станиславского :).

Тому, как именно провернуть такой фокус с восприятием, посвящены несколько упражнений в дальнейших главах, а тех, кто хочет овладеть методом, я приглашаю на свои тренинги.

Метод использует феномен коллективного бессознательного и феноменологический подход (работу с полем) Берта Хеллингера. В одном предложении это звучит так: мы замещаем собой героя, позволяя при этом Системам или Системе заместить некоторые области нашего восприятия. 

Что же касается отношения к Системам в обычной жизни, то с моей точки зрения – это паразиты и следует всячески избегать присоединения к ним. Разве что вы осознанно присоединяетесь к системе, чтобы использовать её паттерны в своих интересах.

Что же касается сохранения свободы выбора, то чем меньше Систем мы будем персонифицировать и “кормить” тем больше энергии останется нам самим, и тем более осознанными мы будем в наших словах и поступках.

Уничтожить любую Систему можно сознательно внеся в нее взаимоисключающие правила, вызывающие внутренние противоречия. Если это сделать, отдельные части системы начнут конфликтовать между собой, система ослабнет и разрушится.

Если этот прием применить к человеку, то результат будет выглядеть так: противоречия порождают сомнения, сомнения порождают страх, страх порождает хаос, хаос приводит к разрушению. Если мы хотим быть здоровы и в гармонии то в нашем сознании и в поведении не должно быть конфликтующих и взимоисключающих паттернов. 

Если какая-то из частей распавшейся Системы перехватит большинство адептов материнской системы, то произойдет замещение материнской системы дочерней. Если адептов перехватит сторонняя система, то произойдет полный распад Системы и она уйдет в прошлое.

Большинство систем, словно матрешки, находятся одна внутри другой. Обособленные системы крайне редко встречаются.

Любая идея стремится к тому, чтобы превратиться в Систему.

Любой человек, представляет собой, в первую очередь, систему восприятия самого себя. Как следствие – приоритетной задачей системы восприятия является собственный гомеостаз и именно поэтому так сложно работать с заболеваниями, психическими и физическими, связанными с нарушениями восприятия.

Актерское мастерство – это не более и не менее чем – метод управления восприятием. Практически все упражнения используют игровую форму. Такой подход уменьшает сопротивление системы и позволяет элегантно обмануть защитные функции и преодолеть психологическую защиту.

Человек понимает, что он изменился, когда всё уже произошло. Будучи лишенным возможности сопротивляться изменениям, он ставится перед фактом: сам того не заметив он стал другим.

В этом красота и изящество принципа обучения.

Конфликт 3го рода:

Конфликт героя со стихией.

В роли стихии может выступать сила природы, а так же дикие звери, микроорганизмы и т.д. Шторм, торнадо, землетрясение, наводнение, жара, засуха, саранча, стая волков, бубонная чума или банальный грипп – все это представители природы, с которыми мы вступаем во взаимодействие на сцене и в жизни.

Важно, что конфликт третьего рода провоцирует конфликты второго рода и первого рода.

Это работает так, как показано, например в фильме 2012.

Герой знает, что случится катастрофа, он пытается доказать свою правоту и вступает в конфликт с научной бюрократией. Спасая своих близких он вступает в конфликт с семейной системой и на протяжении всего фильма, его эго сражается с его супер-эго – герою надо преодолеть свое неверие в себя, свои страхи и комплексы. В итоге, в конце фильма, когда все конфликты разрешаются, герой выходит из борьбы обновленным.

Конфликт 4го рода:

Конфликт героя с судьбой, случайным стечением обстоятельств, роком.

Это глубинный конфликт человека по отношению к своей прошлой судьбе и к неопределенному будущему.

Почему один рождается в богатой семье, а другой в бедной? Почему один умирает молодым, а другой живет до ста лет? Почему один погибает под лавиной, а другой выживает в авиакатастрофе?

Чаще всего мы говорим: случайность, повезло, судьба или карма.

В христианстве этот конфликт разрешается смирением и фразой “на все воля Божья”.

Многие произведения исследуют этот конфликт, давая герою второй шанс, чтобы переиграть обстоятельства, отправляя его в прошлое или в будущее, в параллельные миры и в глубины снов.

Важно! Все драматические конфликты, не зависимо от уровня, заряда и контекста, служат для того, чтобы повернуть героя к самому себе, разрешить конфликт между его эго и супер-эго и вывести героя на новый уровень, на новый этап жизненного пути.

В репетиционной практике мы часто апеллируем к “закону этюда”, согласно которому герой обязательно должен поменяться, забывая, что именно разрешение конфликта первого рода вызывает кардинальное изменение героя. Все остальные внешние изменения, на самом деле не являются выполнением закона этюда. Если, в результате драматического действия, герои остались такими же, как были прежде, по своей человеческой сути (пускай и другими эмоционально или социально), то такое драматическое действие не имело смысла, а конфликт ни к чему не привел. Это, на мой взгляд, не то, чем должен заниматься истинный театр.

Неразрешимые конфликты

Существует три неразрешимых конфликта, которые очень любят использовать драматурги многосерийных сериалов.

а) конфликт, который возникает вследствие разницы в воспитании героев.
б) конфликт, который возникает вследствие несправедливого распределения прав и обязанностей между героями.
в) конфликт, который возникает вследствие невозможности удовлетворить постоянно возрастающие желания одного или нескольких героев.

Эти конфликты являются искаженными конфликтами второго и первого рода и разрешимы только в поле компромисса между героями.

Первый конфликт – это конфликт понятийных систем, который возникает при общении представителей разных социальных групп, классов или представителей народов с различающимися обычаями традициями и поведенческими реакциями.

Второй конфликт – сугубо семейный, и возникает в следствии невозможности измерить неизмеримое. В чем, простите, будем измерять уборку квартиры, вынос мусора, уход за ребенком, приготовление пищи? В человеко-часах или в килокалориях?

Третий конфликт – абсурдное преломление конфликта первого рода, своеобразная болезнь общества потребления, в результате которой желания человека рано или поздно расходятся с его возможностями.

Если в реальной жизни вы когда нибудь попадете в поле такого конфликта, мой вам совет – или четко обозначьте свою территорию, или уйдите в сторону и не тратте понапрасну энергию.

Третий конфликт надо лечить, во время второго конфликта – договариваться, а в случае первого – обучать друг друга, причем взаимно, что требует времени, терпения и желания.

Зато на сцене или в кино, можно производить часы материала переливая из пустого в порожнее. Герои то мирятся то ссорятся, то находят компромис, то нарушают договоренности. Он богат, она из бедной семьи. Он учит её жить по законам вашего света, она его – милосердию и помогать бедняками. За этими перипетиями телезрители наблюдают годами.

Если бы не было сериалов, человечество давно бы колонизировало Марс.

© Михаил Костров 2014.
Данная статья, частично или полностью, не может публиковаться на бумажных, цифровых или любых других материальных или виртуальных носителях, или распространяться любым другим возможным способом, без письменного согласия автора.