Домашнее задание “Улица”

Автор Никита Савченко

Нужно понемногу выдавливать из себя раба

Для грядущих поколений, чтобы увеличить результативность выполнения задания

Всё сказанное в этой статье – на правах личного видения и понимания. Если я ошибаюсь, то… пофиг

В двух словах суть: играем слово за слово на неподготовленного зрителя (случайные прохожие в парке/магазине/улице/…). Данное домашнее задание – квинтэссенция всей И психологической, И технической части обучения в Чёрном Квадрате. Задачи здесь две, но их понимание КРИТИЧНО для действительно эффективного выполнения упражнения:

1. “Нужно понемногу выдавливать из себя раба”. Нет ничего важнее в психологической части образовательного процесса ЧК. Чтобы стать полноценным человеком, а затем актёром, ты должен научиться фильтровать “важное” мнение от “неважного”. Мнение твоих близких/руководителей/менторов – важно. Мнение случайных прохожих/официантов/товарищей – неважно. Чтобы задышать полной грудью, ты должен послать нахер весь окружающий мир с его морально-этическими рамками, частично абсурдными правилами и клише. На примере личного выполнения задания: стоя в центре аллеи в парке, окруженные 20-30 людьми, Куксова Кристина во весь голос кричит: “Да ты мразь и ничтожество! Ты бил меня! Какой ты после этого мужчина?! Да у тебя жена в обносках ходит! Что тебе от меня надо?!”. Все, все, ВСЕ останавливаются и внимательно смотрят на тебя. В эту секунду ты хочешь умереть, исчезнуть со страниц Книги судеб; но проходит минута и ничего не происходит – люди с любопытством и осуждением смотрят на тебя, отворачиваются, уходят и забывают. И чего, извините, тогда бояться?

“Вот видишь?! Тебе важно мнение продавцов! А меня, мужа своего, ты стыдишься! А должно быть наоборот: если мне внезапно будет необходимо посреди магазина снять штаны и испражниться, ты не должна говорить “я не с ним, я не с ним!”. Ты должна сказать: “Девочки, бумагу сюда! Живо!”

© Анатолий Неёлов, спектакль “Ты моё ВСЁ”

2. Интересное существование. Квинтэссенция технической части образовательного процесса ЧК. Ты можешь быть безгранично абсурден, неправдоподобен, негармоничен, глуп; но если на тебя интересно смотреть, ты априори подходишь. Потому что выполняешь главное условие – даришь зрителю развлечение (в оригинале – радость). Интересное существование подвязано к домашнему заданию куда больше, чем кажется изначально: зритель в театре разогрет и готов терпеть потерю интереса в надежде, что мы сможем ему его вернуть. Зритель на улице не заангажирован нашим авторитетом – он не знает, будет ли ему интересно дальше. А потому если мы “теряем” его, он просто уходит. Буквально уходит. ДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС ЗРИТЕЛЯ НА УЛИЦЕ КУДА СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ НА СЦЕНЕ. Вместе с тем наш инструментарий намного эффективней: танцем и стриптизом на сцене вряд ли удивишь, а вот около отдела замороженных пельменей… Частично это достигается теми самыми морально-этическими рамками, от которых мы пытаемся избавиться – зритель на улице думает: “раздеваться на людях неприлично! Зачем он это делает?” и, сам того не подозревая, проглатывает наш крючок

Лайк-Хаки для выполнения задания:

  1. Немного банально, но наиболее важно: ВСЁ ЕСТЬ СОБЫТИЕ И СОБЫТИЕ ЕСТЬ ВСЁ. Каждое слово твоего партнёра – красная тряпка для тебя и в мире нет ничего важнее этого.
  2. Не торопись. “Вы срёте словами” ©. Играй оценками, играй без слов, играй в приемлемом для тебя темпоритме – рядом нет ни Юры, ни А.Н., хлопка не будет – можно наконец играть себя.
  3. Ломай стереотипность поведения. Как я писал выше, народ слабо реагирует на крики. Даже больше: крики – признак агрессии, а люди стараются её избегать; скорее они наоборот ускорятся, чтобы покинуть территорию возможных неприятностей. Куда лучше народ реагирует на действия: очень много внимания привлекают танцы, агрессия в действиях (брось что-то громко на землю, дай пощёчину), признания в любви, “выходи за меня” на публике, …
  4. Внимание толпы будет болезненным. Особенно если твой конфликт будет острым, с взаимными оскорблениями. Но в какой-то момент это станет для тебя абсолютно потрясающим наркотиком – тебе захочется испытывать толпу на прочность всё больше и больше. Как мне кажется, когда ты сможешь зайти на изнасилование/секс на публике (до разумного предела, само собой), можешь считать, что заданием ты овладел
  5. “Не энергия вызывает движение. Движение вызывает энергию” © Никаноров. Прелесть упражнения – сценическое пространство не ограничено физическими параметрами театральной сцены: можно прыгать, бегать и вообще много и быстро двигаться. Чем больше будешь двигаться, тем больше энергии породишь и тем динамичнее и живее будет диалог
  6. Крупный магазин и вокзал – плохие места. Выбирай место для упражнения, для которого характерен размеренный ритм передвижения, спокойствие и тишина (отель, парк, торговая лавка, холл кинотеатра). Люди в больших продуктовых магазинах типа Ашана передвигаются быстро, хаотично и целенаправленно – завоевать их внимание будет из разряда фантастики. Мы смогли привлечь внимание только охранника 🙂
  7. Забудь все мои наставления выше. Учти их при подготовке, но выходя на конфликт, забудь. Есть только ты, партнёр, игровая страсть между вами и две задачи.