Первое занятие в рамках специального курса “Сценическое движение” с Ириной Волошиной, 6/07/2015

Автор Алёна Курта

Занятий по сценическому движению мы ждали с огромным нетерпением, особенно я.

«Для того в яблоке есть зерно, которое прорастет

В живой и долгой радости,

Чтобы расцвело и заплодоносило древо

Сегодня и навсегда».

(Арден)

За два года в студии мы много работали с телом и вниманием, особенно студийцы курса Миши Кострова. Миша, как известно, сторонник телесно-ориентированного и поведенчески-ориентированного методов обучения и мы часто обращались к Дельсарту, Чехову, Станиславскому и Гротовскому.

С Гротовски(м) в кармане к нам в понедельник пришла и Ира. С ним и своим большим театральным опытом. Надо сказать, что нас было больше двадцати и у половины, если не у каждого, есть опыт телесных практик вне студии. Многие занимаются йогой, многие танцуют, многие знакомы с контактной импровизацией. Поэтому Ире было и сложно, и легко в один и тот же момент. К классическому Гротовскому с его сознательным высвобождением умения творить, умения, которое уходит корнями в наши личные ассоциации и воображение мы не дошли, но провели не менее интересные и активные три часа времени.

Ожидание, пока подойдут все, кто обещал, не было бесполезным. Ира учила нас выходить на сцену, делать поклон и уходить. Казалось бы, что в этом сложного. Но этот «бонус» заставил нас не только улыбаться, греть аплодисментами ладоши, но и собраться – если элементарный набор «вдох, с правой ноги на точку, осанка, подбородок приподнят, взгляд чуть выше линии взгляда зрителя, сначала повернуть голову, потом идти с правой ноги вправо, а с левой влево», как оказалось, превратился в кропотливый с первых минут труд, и стало понятно, что все три часа нам придется работать над собой.

Конечно, у нас огромные проблемы с тишиной. Это все следствие накопление суеты в течении дня, и нас «несет». Предполагаю, что уже на втором занятии мы будем потише и повнимательнее. Мы сели в круг и молчали. Как могли. Здоровались с каждым в круге, молча. Кто-то, останавливаясь взглядом надолго, кто-то кивая головой, кто-то скользя по 20ти парам глаз. Мы искали контакт. Тут родилось понимание, что есть те, с которыми ты «здороваешься» несколько секунд, а есть те, которых «не чувствуешь» и просто касаешься своим молчаливым «привет». Здесь нет правильного выполнения задания, это просто надо было ощутить.

В этом же круге мы нашли себе партнера, с которым провели последующий час. Разминка. Мы практически всегда разминались в парах на занятиях у Миши, и практически так же, но из-за длительности – эффект был совершенно иным. «Разомните партнера с любовью. Касайтесь его, как себя. Слушайте его, как он откликается на ваши прикосновения. Будьте бережны. Разомните его тело так, как хотите, чтобы он размял вас. Любите его». Сначала ладошки, каждый пальчик, каждый миллиметр, кисть, запястье, сустав, локоть, предплечье, плечо, рука, вторая рука, шея, плечи, ложбинки у основания головы, голова, волосы, лоб; спина, позвоночник, поясница, ягодицы, бедра, колени, голени, ахил, стопы; как в детстве, когда ты маленькой становилась папе на ноги своими ногами, тогда вы танцевали так, а тут, перенося вес, мы греем партнеру ступни; взять партнера за лоб, обхватить его рукой спереди, создать ему удобное ложе из себя, положить его, покачать, дать импульс, вернуть в положение вниз головой, не потревожить его глубокого расслабления; положить на пол, потянуть по диагонали ноги, руки, голову по ходу движения; поблагодарить. И все это настолько внимательно, насколько можно. Результатом часовой разминки стало полное расслабление, повышенная чувствительность, глубокий контакт с партнером. Ира была внимательна ко всем, указывала на зажимы там, где нам казалось, что их нет. Мы отметили, что к доверию друг другу надо стремиться, и ничего страшного, если в первого раза не получилось расслабиться – мы для этого собираемся по понедельникам. Узнать себя и узнать партнера. Научиться доверять. Не стесняться.

Кстати, об узнать себя. Лирическое отступление. Я достаточно часто посещаю телесные тренинги, связанные как с моими занятиями танцами, так и просто с моим личным интересом к себе. Мы часто слышим от Учителей замечания по поводу нашей невозможности найти свое место в пространстве, по поводу нашей суеты и дискомфорта, по поводу «вы не знаете, куда себя деть». Так вот все учителя, тренера, и Миша не раз, обращаются всегда к истокам. “Кто я?” Прежде ,чем искать контакт с партнером, стоит найти его с собой. Понять, что у нас есть тело, кожа, кости, мышцы, есть температура, есть ощущения, есть энергия, мы дышим, и нам сейчас хочется «быть» каким-то образом. С этого начинается любая телесная практика. Не умея доверять себе, мы никогда не сможем довериться партнеру. А этого сакральная энергия сценической площадки не позволит никогда.

Так вот, узнав партнера, размяв партнера, и себя заодно, выпив воды, мы под руководством Иры продолжили углублять контакт. Склеившись спинами в одно целое, мы ходили по залу, спонтанно меняя направления и роль ведущего на ведомого в «паре». Потом, найдя правильное соединение спин, мы учились создавать из себя стул для партнера и сажать его «в него» в правильном положении и без вреда для спины. Работа была кропотливой, но получилось практически у всех.

Как выяснилось в процессе работы над многими парными элементами «поддержек», нам нужно изучить понятие «импульса», «энергии» и собственно как группироваться, как помочь партнеру и как не надо делать. Для этого Ира ходила вместе с нами по залу, в поиске энергий космоса и земли, вместе с нами искала разницу в энергиях «хвост на ветку» и «хвост в землю», вместе с Ирой мы заполняли собой пространство, мы чувствовали разницу на собственных примерах, что происходит, если партнер нам не доверяет и сжимается, и как хорошо, когда партнер расслаблен и мы можем «жить» с ним комфортно для нас обоих.

Работа над импульсами продолжилась в других парах. Сначала мы искали начало наших движений в себе. Потом мы поочередно посылали импульсы разной силы и анализировали, как реагирует партнер. Партнер тоже анализировал свои реакции на предмет того, ощутил ли он импульс, не прервал ли он его, не сам ли двигал телом, слышал ли длину энергетического потока.

Ира не стала нас беречь, и мы пустили наши «импульсы в ход», учась падать в парах, подниматься в парах, поднимать друг друга на спину, опускать друг друга, поднимать партнера с позиции нижнего приседа, а так же подниматься с позиции «лежа на коленях партнера» после его импульса, если, собственно, лежим мы. Тут, конечно, желательно иметь в партнерах человека твоей весовой категории. Но, как показало занятие, при правильном выполнении технической части, при правильной группировке и при хорошей связке «импульс-реакция» можно работать с любыми партнерами. Занятие так же показало, что нам всем нужно больше времени уделять физической подготовке, потому что через 30 минут работы над элементами в парах мы стали стонать, падать без сил, дрожать и требовать перерыв.

Перерыв у нас был. Ровно пять минут, чтобы перевести дух. И это правильно, потому что в таком процессе «остывать» – себе вредить. Мы делились впечатлениями, говорили с Ирой о том, где и как это все может пригодиться, говорили об активной позиции тела на «плотах» и о том, что мы часто «сдуваемся» сразу после первой реплики, вместо того, чтобы работать телом от первой до последней минуты. Постигли немного азы «пощечин», а потом вернулись опять к «падению после импульса». Оттачивали технику.

В конце занятия мы пели. И это были десять или сколько там минут (времени словно не стало) катарсиса для всех. Мы пели каноном куплет украинской народной песни, то акцентируя звук, то приглушая его. Пение каноном в большой группе людей требует максимального внимания: ты должен слышать себя и петь свою партию, слышать соседей по обе стороны и слышать два круга в середине большого круга, которые поют свои «истории». Некоторым, и мне, пение далось легко, в хоре когда-то мы пели каноном не одно произведение. Многие, казалось, поют впервые, но однозначно абсолютно все получили от этого космическое удовольствие. К концу занятия наше внимание было настолько внимательным, не побоюсь этой мыслеформы, что наша песня воистину получилась. Пение высвобождает особенную энергию и мы имели счастье в ней после усиленных физических упражнений искупать душу и сознание, которое стало совершенно иным, чем было в начале занятия.

Огромное спасибо Ире, что взялась за такой важный кусок работы актера над собой. Лично мне с моей травмированной спиной было очень страшно включиться на полную в процесс, но я рискнула и не пожалела – на утро мои страхи не оправдались, ничего не болело, а значит все дело в правильности выполнения каждого элемента и внимание к себе и собственным ощущениям.

Рекомендую всем посещать мастер-класс по сценическому движению. Конечно, заниматься как Ежи Гротовский занимался со своими учениками, нагишом, вдали от людей, мы не будем, но, по-моему, должно быть интересно. Ира предлагает синергию многих методик и от этого этот курс может стать очень насыщенным и увлекательным.

Из наблюдений: зал на Рейтарской для таких активных занятий комфортен для группы не более 20 человек. Если нас будет больше, думаю, стоит рассмотреть возможность заниматься в более просторном помещении, учитывая разность напольного покрытия на Рейтарской и быстрое нагревание воздуха в самом зале при большом количестве занимающихся. Или делить группы по 20 и делать пару занятий. 

 И не забывайте сменную одежду. Наличие удобной одежды повышает эффективность занятий втрое. Если не является в принципе залогом их успеха.

В общем, огромное спасибо руководству студии, что теперь мы можем познавать себя и в этом, бесконечно интересном направлении – направлении доверия друг другу, направлении ощущении себя и потока энергии, который исходит от нас и от партнера, и создавать из этого театр. Ну и в один из дней мы научимся не лгать по телу, логике и по “себе”.

«Когда я говорю «жестокая партитура», я имею в виду не внешние формы жестокости, вроде избиения (если это «ненатуральное» избиение, оно выглядит забавным, «натуральное» же избиение не входит в задачи театра), а ту жестокость, которая заключена единственно в том, чтобы не лгать. Ибо если мы не хотим лгать, если мы стараемся не лгать и если мы не лжем, то мы тут же, немедленно, становимся жестокими — это неизбежно»

(Е. Гротовски)

Кто еще не знаком с Ежи Гротовски, вот несколько ссылок:

http://teatr-lib.ru/Library/Grotowski/to_poor/  книга 

https://youtu.be/8zfzEYpc_GY?list=PLgaHM8vhG8gFprN6zNUt8OygxJc7CvEk6  интервью с Ежи Гротовски

https://youtu.be/lSg7v_9pV5M?list=PLgaHM8vhG8gFprN6zNUt8OygxJc7CvEk6 видео с занятия 

https://youtu.be/kgvZmRRMtUU?list=PLgaHM8vhG8gFprN6zNUt8OygxJc7CvEk6 видео с занятия 

До встречи в понедельник. И побольше нам всем гармонии и тишины.