Искусство импровизации ч.1 с Анатолием Николаевичем 8.10.2015

Автор Лия Алтухова

Простите все человечество сейчас. © А.Н. Неелов

Первая лекция Анатолия Николаевича – один из самых важных кусочков пазла под названием «Черный Квадрат». Преподавание ведется отрывками, поэтому очень важно не пропускать занятия, иначе вы не получите полной картины.

Что же за монстр такой «Импровизация»?

Импровизацияэто создание произведения в момент его исполнения.

Понятие импровизации гораздо шире, чем может себе представить обычный обыватель. Жизнь и импровизация – близкие вещи. Может ли быть произведением тарелка борща, воспитание ребенка? Безусловно! Всегда ли является? Нет. Может ли человек сделать произведением каждый момент своей жизни? Да. Импровизатор – тот, кто побеждаем в социуме.

Мастерство импровизацииэто целенаправленный и осознанный выбор оптимального поведения в ситуациях кризисного человеческого общения. Именно кризисного, а не конфликтного. Конфликт – это столкновение интересов, кризис же – форма существования природы.

Импровизация бывает:

  1. Чистая (хаосная)
  2. Грязная (структурная) – есть план событий, который постоянно видоизменяется под воздействием случая.

 

В основе и той и другой лежит случай. Искусство импровизации = искусство управлять случайностью. Его величество случай зависит как от человеческого так и нечеловеческих факторов. Два обязательных компонента:

  • Цель. Наличии цели включаем режим импровизации.
  • Осознанность. Насколько я осознаю цели, которые приследую?

Если рассматривать понятие импровизации схематически, на прямой от – 3 до + 3, то работа драматурга занимает отрезок от -3 до 0, от 0 до + 3 включается в работу актер, точка 0 – это прямой контакт, а режиссер находится над актером и драматургом и отвечает за здравый смысл происходящего.

Актер.

1.Инструменты актера:

-Голос.

-Тело.

Один из элементов харизмы – зумирование. Существует 3 плана: средний(поясной), крупный и общий. Тот человек кажется нам более обаятельным, который управляет зумированием хрусталика вашего глаза. Без смены плана глаз выдерживает 300 +-60 секунд. Выдержка зависит от темперамента. Хороший актер имитирует холерика. То, кем вы родились и кем вы можете быть – это очень разные вещи. Этим очень умело пользовался Сталин. Когда к нему входили, он 5 минут сидел, затем вставал и начинал ходить, через 5 минут закуривал трубку. Что он делал на самом деле? Управлял зумированием. Этот же прием используют священники. Вспомните кадила, которые, по сути, вообще не существуют ни в одном писании, или же когда подносят икону для поцелуя, тем самым перенося ее на крупный план. Люди, чей крупный план мы видим, воспринимаются как близкие. Эпоха голливудских звезд началась именно с крупных планов, мы влюбляемся в лица.

-Внутренняя речь.

Даже если вы прекрасно владеете телом и голосом, отсутствие внутренней речи делает вас пустым. Очень яркий пример – актеры порно, когда в процессе у них на лицах читается “помыть посуду, купить картошки, забрать ребенка из школы.” На сцене внутрення речь должна дополнять, давать двойное дно,  веру, непременно быть.

К актеру мы еще вернемся во второй части лекции.

Драматург.

1.Сюжетцепочка событий и оценок.

Существует 5 видов оценок:

“+” положительная;

“-“отрицательная;

“?” неопределенная;

“0” отсутствие ответа;

“->” встречный вопрос, и как следствие – забирание лидерства.

2. Стиль способ воздействия.

В жизни существует всего 36 драматических ситуаций. На данный момент никто не смог опровергнуть эту концепцию Польти. Если в вашей жизни есть хотя бы 12 сюжетов, то вы живете интересной жизнью. Я насчитала у себя гораздо больше  🙂

3. Тема и идея.

Тема = объекту. Скажите, что ваш объект и  я скажу в чем  ваша тема. Идея состоит в том, какой эмоционально-чувственный отклик получит ваш зритель.

Драматурга, актера и режиссера объединяет одно – ЦЕЛЬ.

Продолжение следует.