Поводырь и “сидим как” с Анатолием Неёловым 11.10.15

Автор Никита Савченко

Сегодня во время занятия девушка из осеннего набора спросила меня “для чего всё это и как это связано с искусством?!”. Этот вопрос будет сопровождать вас следующие полгода вашего обучения. Да простит меня Анатолий Николаевич за спойлеры, но я всё же постараюсь обьяснить осенникам свою [пускай возможно ошибочную] точку зрения

Чёрный Квадрат – это контактный театр. У нас нет суфлёров, жесткого текста или круглосуточных репетиций. Единственный наш помощник внутри игры – наш партнёр.

Твой партнёр – это инструмент, которым ты копаешь в себя на плоту. Твой партнёр позволяет тебе через диалог раскрывать свой образ в этюде. Твой партнёр в большинстве случаев является объектом твоей цели на сценической площадке (чего мы хотим? Поцеловать КОГО-ТО, обмануть КОГО-ТО, …). Вместе с тем твой партнёр – не только объект, но и субъект в этих отношениях – ты существуешь для него для тех же функций. И это не говоря уже о чисто технических аспектах: твой партнёр выручает тебя, когда ты забываешь текст или просто теряешься (да-да, даже опытные репертуарные артисты иногда НАОТРЕЗ забывают, что должны играть).

Короля делает свита” – одна из любимейших фраз Анатолия Николаевича. Если этюд или плот был хорош, то в 99% случаев он был хорош, потому что партнёры ВЗАИМОсуществовали и ВЗАИМОдополняли друг друга. Чем раньше ты ОСОЗНАЕШЬ простую истину – В ЧЁРНОМ КВАДРАТЕ ТЫ НЕ СЫГРАЕШЬ ХОРОШО, ПОКА НЕ БУДЕШЬ ИГРАТЬ С ПАРТНЁРОМ – тем лучше для тебя же.

Возвращаясь к теме. Зачем в театре поводырь? ДОВЕРИЕ. Доверие – это основа партнёрства. Ты должен научиться доверить СЕБЯ и ЧАСТЬ работы партнёру. Ты должен научиться разделять со своим партнёром и победу, и поражение. Даже если это мимолетный партнёр в упражнении, которое Юра не смог смотреть дольше 20 секунд. Ты должен доверять партнёру, когда он идёт на тебя с кулаками. Доверять ему, когда он накидывается, чтобы тебя изнасиловать. Доверять ему, когда он рассказывает историю, как видел русалку!

Лично по моим ощущениям: я понимаю, что доверился и настроил с партнёром контакт хорошо, когда по выходу из игры хочу его обнять и поцеловать. По-дружески, но крепко, в губы и надолго. Потому что это и есть единение – на сцене я подпустил этого человека так же далеко в мою зону комфорта, как подпускаю только девушку, отношения с которой скреплены сексом и взаимной симпатией

Отсюда второй вывод, озвученный сегодня АН: “Ваши эмоции принадлежат вам! Вы можете испытывать, что хотите и не испытывать, чего не хотите“.

Часть 2. “Сидим как”

Зачем нужен “сидим как”? Здесь еще проще. Два слова: интересность и действие.

Запомни навсегда: в Чёрном Квадрате сегодня по шкале приоритетов нет ничего выше “интересности”. И это не прихоть ЧК – это прихоть зрителя. За интересное существование как зритель, так и преподаватели готовы тебе простить провалы и в сюжете, и в использовании инструментов актёра, и (что еще важнее) в ВЕРЕ. Почему? А вот здесь гениально! НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ ИНТЕРЕСНОСТИ, НО НИЧЕГО НЕ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕСНОСТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЕРА.

Если с верой у тебя пока проблемы (а они есть, вере нужно учиться годами!), замещай её – драматургией или актерством. О драматургии позже, сейчас актёрство. Ты ведь сам видел, на какого ковбоя в исполнении АН смотреть интереснее – статичного или динамичного. Их отличие – это движения (в том числе микродвижения) и внутрення речь. В театре это называется “действие” и закон театра звучит так: “БЕЗ ДЕЙСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ АКТЁРА НА СЦЕНЕ НЕВОЗМОЖНО“. Потому что в противном случае получаем статую.

АН сформулировал эту фразу проще: “Ты можешь быть каким угодно, но КАКИМ-ТО“. АН вообще всё делает проще 🙂