Разговоры одержимых в темноте (занятие с М. Костровым, 16.10.15)

“Кромешная тьма — идеальная сцена, на которой разум может разыгрывать свои фантазии.” (С) Стивен Кинг, “Противостояние“
Мы разучились быть внимательными. При свете дня или электроламп все кажется простым и ясным, так зачем всматриваться? Зачем тратить себя, чтобы понять человека напротив? Рядом. В себе… Этот другой – действительно другой или внутри нас, не важно, – такой неинтересный, постный даже, ведь на свету видны все черточки, трещинки, родинки, “лапки” в уголках глаз и едва заметная ухмылка. Вот только, ясно видя, мы перестали обращать на них внимание. И даже слова для нас почти стали ветром.
Но стоит выключить свет, и мы мучительно начинаем выискивать утерянные детали. Теряя визуальный образ, мы начинаем не просто слушать голос, а улавливать тембр, интонации и настроение, ловить шорохи движений и вздохи во тьме, выискивать очертания поз и жестов… Мы перестаем просто смотреть, и начинаем чувствовать. Мы становимся внимательными.
И, когда свет снова включается, обнаруживаем, что можем быть одержимы чувством, понятием, идеей. Позволяя себе окунуться в эту одержимость, а затем прибавить к ней еще одну, и еще, неожиданно, удивленно понимаем, что это и есть жизнь. Потому что в каждом из нас сидят навязчивые идеи – мелкие, крупные, катастрофически дикие, – в своей дивной паутине создающие узор наших мыслей, решений и действий. И когда от света остается лишь пламя единственной свечи и наших душ, мы становимся по-настоящему собой в этих тьме и свободе…
Занятия Мишы Кострова удивительны тем, что умеют открывать простые истины, одновременно усиливая основы и привнося новые умения. Казалось бы, простой ход – выключить свет. Практически лишить основного средства восприятия, чтобы заставить “видеть” не только глазами. Но именно это позволяет смотреть на мир, и, главное, партнера по-другому.
1. Парное молчание. Оно стало прелюдией к дальнейшему занятию. Разобрав на примере важность различных “элементов” партнера, как то позы, внешности, выражения лица, одежды, жеста и т.д., и придумав историю, сфокусировавшись на одном-единственном предмете, мы разбились на пары и взялись за руки. А дальше была тишина, важная, как никогда. Мы умеем говорить, но часто даже словам не придаем значения, а когда лишаемся голоса, выявляем в себе умение придумать целую жизнь, просто смотря в глаза партнеру. И кажется невероятным, когда чужой взгляд и, главное, мысли отвечают взаимностью, улавливая несказанное и дополняя собственную историю такими же, как и у нас, деталями.
2. Парные упражнения-этюды в темноте. Собственно, с темноты все самое интересное и началось. Снова разбившись на пары, мы взаимодействовали, пытаясь воспринимать партнера непривычным способом – ведь визуально почти ничего не видно! Зато внезапный блик, поза, жест, интонация становятся настолько важными, что потом, когда свет включается, не понимаешь, почему не придавал всему этому такое значение ранее. Быть внимательным значит быть внимательным ко всему, и очень жаль, что мы так часто об этом забываем, полагаясь на быстрый взгляд и только слова. “Второй раунд” с другим партнером – и знание о том, как много важных деталей может быть в том, что происходит с ним, только подтверждается.
3. Парные упражнения с одной одержимостью. Теперь, когда мы заново научились быть внимательными, пришло время наполнить себя идеей. Достаточно выбрать любую фиксацию – чистоту, деньги, любовь, комфорт, место жительства, все, что в голову взбредет, – и зациклиться на ней, сделав основной нитью узора своего “я”. И вот уже банальные бытовые “разборки” получают глубокую подоплеку и, казалось бы, сведенная к одной мысли перепалка обретает явный смысл, обрастая подтекстами.
4. Парное упражнение с двумя навязчивыми идеями, внутренней и внешней. Задача усложняется, и теперь одержимостей становится минимум две – внутренняя, обращенная на себя, и внешняя, “работающая” в партнера. Здесь появляется настоящая глубина, ведь что мы, как не клубок “маниакальных идей”, поочередно или совместно влияющих на наши мысли, чувства, действия? Мы можем не понимать их до конца (и, как правило, не понимаем), но постоянно руководствуемся ими, взаимодействуя с собой и миром вокруг. И внезапно оказывается, что Позняки лучше Троещины, и поэтому семейная жизнь летит коту под хвост, а Эдипов комплекс не позволяет принять ухадживания хорошего во всех отношениях молодого человека. Хотя как знать, может, именно его внутренняя одержимость не позволяет сломить неуверенность возлюбленной… Все, как в жизни. Собственно, это и есть она, несколько упрощенная, но от этого не менее интересная.
5. Упражнение при свече со сменой партнеров по принципу “Лавочки”. Свет снова гаснет, и только неровное пламя свечи освещает небольшую каморку не то в подвале, не то под крышей, с шатким столом, несколькими стульями, и лестницей к большому окну. Здесь поочередно встречаются самые разные люди: женщина, слишком долго “носящая штаны”; еврей и его жена, чьи дети чужие и здесь, и в Израиле, куда им все предлагает переехать их сосед; девушка, не позволяющая себе быть счастливой, чей брат выбросился из этого самого окна; мужчина, боящийся сделать выбор между двумя женщинами; неловкие влюбленные и многие другие локальные одиночества, встретившиеся в этом странном, темном уголке дома. И теперь, “раскаченные” предыдущими упражнениями, мы пусть не всегда, но создаем настоящих, живых людей, похожих и непохожих на нас самих, но однозначно таких, которых можно встретить. Прямо здесь, рядом. Всего лишь выйдя из уютного помещения театра.
…Поговори со мной, мой партнер на пять минут, во тьме о том, что нас гложет. Повтори этот опыт на свету. Найди в себе одержимость и следуй за ней вместе с моей собственной. И обнаружь еще одну, чтобы добавить глубины своей сущности. А потом выключи неловкий свет, зажги свечу и просто будь. Живи, грусти, смейся, меняйся в круговороте персонажей, приходящих в маленькую комнату с лестницей в небо. Потому что “в грустном и темном мире мы — маленький островок радости.” (С) Стивен Кинг, “Страна радости”
Занятие,на котором появилось тотальное актерское внимание к партнеру и родилось волшебство.
ВНИМАНИЕ, ПАРТНЕР
Началось. На примере одной смелой и решившей выйти первыми паре Миша в очередной раз продемонстрировал нам важность внимания к партнеру.
Ребята начали простой этюд «ни о чем», Миша остановил. «Посмотри на свою партнершу, на ее позу. О чем она тебе говорит? А ее одежда? Ее взгляд? Кто вы друг другу?» Мы потратили на это добрых 10 минут, хотя на эти вопросы нужно научиться отвечать за три секунды от ПРИГОТОВИЛИСЬ до ХЛОПКА. Не важно, что возможны несовпадения: ты думаешь, вы коллеги, она- что ты ее парень, который никак не хочет делать предложение. Тут уж кто первый заявил, того историю и играем. Главное, с самого начала вы какие-то, и относитесь друг к другу как-то. Хотя, забегая вперед, скажу, что при Внимании к партнеру с большой буквы В, такие несовпадения становятся минимальны.
КАК ПРИДУМЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ МИРЫ С ПОМОЩЬЮ РУЧКИ
Берем предмет в руки. Смотрим на него. Внимательно смотрим. Продолжаем смотреть и думать-откуда он у нас (подарил любимый мужчина/женщина, забрала у ребенка, купила у цыганки..) Теперь начинаем придумывать (хотя, как по мне, тут уместнее будет слово «видеть») целое воспоминание. Что это за день, что за человек, почему вещь сейчас оказалась в руках и т.д. Когда воспоминание создано, вещь от себя отодвигаем и отвлекаемся на что угодно. Теперь снова берем в руки этот предмет. И ооопачки! Так у нас тут эмоциональный отклик на него, а воспоминание такое же реальное, как и моя правая рука.
Как это работает? Предмет материальный. Вот же он, в твоих руках. Ты смотришь на него и когда придумываешь историю, продолжаешь смотреть. И за счет такого настоящего, ощутимого в руках предмета, история в подсознании становится настоящей. Можно придумать другой мир, или прыгнуть в будущее.. Маленький портал в твоих руках помогает поверить во все.
ЧЕЛОВЕК- ВОСПОМИНАНИЕ
Теперь в руках не предмет, а руки твоего партнера. Смотрите друг на друга внимательно,и делаете то же, что и в предыдущем упражнении.
Интересно, что когда после упражнения мы делились друг с другом «воспоминаниями»,многое с партнером совпало. Время суток, случайность встречи, отношения..
Здесь я начала ощущать ВВВ (влияние волшебного внимания). Но дальше – больше.
ЭТЮДЫ. ВНИМАНИЕ ЕСТЬ,СВЕТА НЕТ.
Вы с партнером вдвоем (хотя на самом деле кроме вас еще 10 пар, но разве это важно?). Полумрак. До вас доносятся звуки города из окна. АТМОСФЕЕРА. ВНИМАНИЕ. Играть здесь не то,что приятно, играть прекрасно. Это даже скорее не игра, это полное проживание. После первой попытки Миша поругал-пожурил за отсутствие энергии, дал упражнения, которе я дальше опишу, и мы повторили попытку. Тогда энергия уже была, и атмосфера не пропала.
Хотя первый раз без света мне все равно очень понравился. Мы сидели на окне, партнершу я не видела практически, только когда проезжали машины и на ее лице отражался свет фрар. Мы начали с молчания (а как же еще начинать в такой атмосфере?), и я очень захотела спросить у нее «Тебе страшно?» хотя она сидела не двигаясь, и лица не видно. За секунду до вопроса она сказала «Мне страшно». ВВВ, что тут скажешь.
А вот, собственно, упражнения, которые помогли всем присутствующим решить вопрос с энергией
ФИКСАЦИИ: ВНЕШНЯЯ,ВНУТРЕННЯЯ И ДАЙТЕ ДВЕ
ФИКСАЦИЯ (лат. fixus – твердый, нерушимый, крепкий) – описательное понятие, обозначающее наличие закрепленной привязанности к объектам, периодам, фазам, предшествующего опыта, закрепленным в нем способам удовлетворения, отношениям, ситуациям, воспоминаниям, образам, симптомам, стереотипам.
К черту понятия, объясню, как объяснил нам это Миша. Как сыграть серийного убийцу, друзья? В первую очередь понять, на чем фиксируется его внимание, когда он идет убивать. Вот идет такой чувак, и тут бац, девушка в белой кофте. Щелчок, он уже идет за ней. Белая кофта – его фиксация.
Теперь отличия ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ
Внутреннняя фиксация – ваша личная, партнера она не касается (Хочу нарисовать картину, хочу умереть известным..).
Внешняя – думаю, все уже поняли – направлена на партнера. Желание изменить его (хочу,чтобы ты убирала в доме, хочу, чтоб ты работал..)
Фиксация дает ЭНЕРГИЮ. Этюды получаются динамичные, интересные, с отношением и задачей. Особенно, когда у каждого по две фиксации – внутренняя и внешняя.
РЕЦЕПТ АТМОСФЕРНЫХ ЭТЮДОВ: СВЕЧА, СТРЕМЯНКА, СТОЛ,ОКНО
2 человека на площадке, приходит третий – оправдано уходит первый, четвертый заменяет второго. Что здесь важно? Прийти и не разломать ту атмосферу, которую создали предыдущие двое. Не всегда получалось. Я смотрела на эту площадку, и мне хотелось еще больше душевности, правды. Но в целом, все равно получилось хорошо. Наверное, потому что мы были очень раскачаны всеми этюдами и упражнениями.
Это было невероятно кайфовое и продуктивное занятие. Было столько новых вещей, что я в очередной раз поразилась, насколько все-таки разное, не повторяющееся обучение всех курсов у Кострова. Спасибо тебе за это, Миша
Занятие замечательное, попробую добавить пару субъективных впечатлений чуть более конструктивных, чем «клёво».
Упражнение с предметом.
Пару занятий тому что-то подобной делали у Володи Тагвея. Тогда, задав несколько вопросов своей ключнице, я с удивлением обнаружила, что от нее исходит такой негатив, что через день ее выбросила. Ну да, история у этой штучки была так себе. Вот и Миша вчера упоминал о вуду-магии вещей, побывавших в чужих руках. 🙂
Еще тогда меня зачаровало, как тонко вещь может рассказывать о людях, их одиночестве, надеждах, любви, страдании. Это похоже чем-то на рассказы Хемингуэя, рисующие целый мир. «Продам ботиночки детские. Не ношеные»
В этот раз история была отвлеченной. Это был механический простой карандаш, который мне подарил муж в комплекте с молескином, чтобы я рисовала вместо того, чтобы рефлексировать из-за наших стремительно ухудшающихся отношений. И – помогло, да, я стала рисовать им много и здорово, и он подтолкнул меня дальше – поступить в школу искусств. Мы опаздывали на собеседование, попали в пробку, нервничали, бросили машину за два квартала, бежали, успели, но проклятый – нет, все-таки тот самый мой счастливый – карандаш остался в машине, и Макс побежал за ним, пока я ждала когда меня вызовут, долго не возвращался, я все бросила, ушла его искать. Улица, мигалки, скорая – нашла. Он так спешил, что побежал на красный свет. В 10 метрах от его тела лежал этот карандаш. Целый.
«А теперь закройте глаза, откройте и снова посмотрите на этот предмет»
Да уж, есть эмоциональный отклик.
В этюде любой случайный казалось бы предмет может стать таким триггером. Элемент одежды партнера, что-то что он принес, что было у вас, предмет в комнате, что угодно. Вещи значат ровно столько, сколько мы в них вкладываем.
Первый этюд в темноте, который мы играли с Лерой – правда магический. Хлопок, тишина, темный гул, доносящийся с улицы. Враждебный, пугающий, наполненный тревожным ожиданием. Хотелось затаиться. Это была совершенно точно война, и мне было очень страшно. Что партнерша и почувствовала и угадала, спасибо. Вообще в этом помещении есть особая атмосфера, а уж широкий и высокий подоконник, на котором можно сидеть…
Техника фиксаций.
Это замечательный инструмент. Позволяет выражаться намного более изящно, избегая прямолинейности, создавать подтекст и вторые смыслы. Если подойти научно с точки зрения меметики, грамотная придуманная узнаваемая фиксация может стать тем, что зритель унесет с собой, «подцепив» использованный актерами мем.
“Аптека, улица, фонарь” – это то хочется играть, и смотреть, и играть. Атмосфера потрясающая, есть возможность уйти вглубь. Каждую минуту выходит новый актер, открывая окошко в новый мир.
Миша, спасибо, удалось, это точно!:)
Женя, Лера, Юлия – спасибо за развернутые комментарии. Они помогут лучше запомнить и осмыслить это занятие. Оно было действительно сильным и глубоким, с тонким длительным послевкусием. С выходящим за пределы сцены эффектом.
Спасибо, Миша!