Конфликт – двигатель сюжета

Автор Myroslava Tararueva

Еще в университете на курсе конфликтологии нас учили, что конфликт всегда лучше замять и нужно находить компромисс. Эта схема изначально не рабочая, потому что компромисс, как показывает практика, действует лишь на время, пока какая-то сторона снова не психанет. Любому конфликту необходимо решение, и как сказал Миша “их нужно развязывать, а не рубить”, ведь это и есть основа любого сюжета.

От чего же возникают конфликты? В жизни они развиваются внутри человека и потом переносятся на все остальные системы: семью, бизнес, социум, Вавилон и прочее.

Ах, да… Лирическое отступление.

Система – это такое информационно-энергетическое нечто, которое занимается внешним регулированием и корректированием поведения человека. И каждый из нас принадлежит к множеству систем одновременно и постоянно стремится присоединить себя к еще большему количеству этих маленьких систем. Но когда наше желание не совпадает с нашими возможностями завязывается внутренний конфликт. При этом системы есть штучные (мода, маркетинг) и естественные (мораль)… Но не стоит сейчас углубляться в эти дебри. При большом желании, каждый может сделать свои собственные выводы, почитав немного направленной литературы.

В драматургии же различают 4 вида конфликтов:

  1. Внутри себя: альтерэго против суперэго;
  2. Внутри социума: личность против системы;
  3. Человек против стихии: бедствия, болезни, апокалипсис;
  4. Человек против Вселенной: судьба, рок, фатум.

И весь театр построен на том, чтобы эти конфликты решать. Задача как актера, так и режиссера состоит в том, чтобы за счет персонажа оправдать сюжет, таким образом чтобы поведение и реакции были естественными.

Существует еще три вида конфликтов – меньшего масштаба, но не менее важные:

  • – конфликт разницы воспитания;
  • – конфликт распределения прав и обязанностей;
  • – конфликт неудовлетворенности всевозрастающего желания другого человека.

Эти конфликты нуждаются в решении, и для этого есть разные стратегии от мольбы до угрозы. Задание заключается в том, чтобы постоянно менять эти стратегии, искать подходящую, реализовывать ее в нужном русле.

С конфликта можно выйти “победителем” и “побежденным”, но и то и другое – опыт, который дает возможность покопаться в себе, проанализировать собственное поведение, ведь невозможно сыграть кого-то другого, не научившись играть себя (да простят меня за использование плебейского слова “игра”). Желаю всем интересно попрактиковаться, но не переборщить по отношению к близким людям. Я уже умудрилась облажаться, поэтому будьте осторожны!