1 КУРС (ГР1, ГР2) – Лекция: Подготовка к работе над этюдами (Михаил Костров) 10.12.15

Автор Наталия Котусенко

Драматургия этюда

Этюд – полноценное драматическое произведение

Сюжет состоит из :

экспозиция – фундамент сюжета (кто мы?где мы?чего мы хотим? ).Это предпосылки конфликта, (сверхзадача) ;то,что привело к данной ситуации.Нужно понимать какая предыстория ,она предает логику.Актер должен найти у себя в жизни что-то хоть немного подобное ,начинать с себя…

завязка  – это не экспозиция .а событие катализатор (событие,после которого поворот назад невозможен)

количество завязок = кол-ву сюжетных линий  (в этюде необходимо использовать одну) НО это больше касается кино.Завязки неодновременны  (если их много)

восприятие конфликта сторонами (антагонистом- положительный и протагонистом -отрицательный)должно быть заявлено сразу после завязки .

Развитие сюжета -перипетии : события препятствия ,которые мешают герою дойти до цели .

Драматург идет по нарастающей.События,которые развивают сюжет бывают:

  • событие-препятствие;
  • событие-усложнение;
  • событие- перевертышь (например самый верующий  оказывается убийцой .Это то,чем удивляют).

Развязка выполняет функцию завершения сюжетной линии -мы должны понимать чем закончился этюд .Результат заключительного события -разрешение драматургического конфликта (Катарсис).

  1. Цели героев должны выражать идею этюда ( с чем уйдет зритель)
  2. Сюжет должен отражать отношение автора к сути конфликта и поведению героев.
  3. Парадокс является способом максимально заострить идею в характере и сюжете. (пример : когда люблю,но убиваю)Он имеет скрытый смысл .Напр:человек убил мою семью,а я его спасаю.Парадокс это очень сильный ход в игре.

Фабула -король умер,умерла королева.Сюжет – король умер,королеву отравили ее ж дети.

             Инструментарий режиссера 

  • актеры
  • декорация
  • свет
  • звук
  • реквизит

Если актеры говорят,а ничего не делают ,это не этюд.Герои должны действовать .все ,что не развивает драматургию ,событием не называется.Цепочка поступков,а не цепочка событий -вот над чем должен работать режиссер.

Событие -драматическая категория. Поступок героя – описан драматургом .Неназванный поступок героя – инструмент режиссера.Героя максимально проявляют  не слова,а поступки.

Должен быть темпоритм !!! – основной инструмент

Последовательность репетирования :

  1. автор рассказывает актерам идею этюда,режиссер ставит задачи.
  2. “прогон” по тексту – ищем оптимальный текст
  3. Мизансценирование :
  • прогон по действию
  • прогон по точкам(кто где находится ,должно быть всех видно …не вставать задом к залу,не закрывать лицо …)
  • прогон по эмоциональным линиям
  • действие второго плана :общее или частное (если нужно)
  • обозреваемость мизансцены в основные моменты
  • проверка ритма этюда (см.темпоритм)

Каждый актер разбивает этюд на куски и ищет что для него важно.Для работы над этюдом можно взять классику : Чехова,Ремарка и.т.д. Можно брать сцену ил фильма ,написать идею в чем смысл ,основная мысль ;написать цели,задачи героев ,суть конфликта;написать сюжет с ключевыми репликами ;подобрать актеров ;репетирование ;показ

Большое спасибо за такой информативный,интересный урок.Будем стараться использовать все по максимуму в наших будущих этюдах .