Основы драматургии с С.Федорчуком и немного игры в Мафию с Ю.Кляцкиным 15.12.15.

Автор Олька Гончарко

” Я Вам это даю, но как показывает практика, этим практически никто не пользуется. Данная инструкция помогает выстроить хорошую драматургию в вашем произведении, и если следовать этим правилам,этюд получится прекрасным, а как Вы его сыграете актерски – это уже другой вопрос.” Сергей Федорчук (очень перефразировано) 

И так, любой этюд (в данном случае) начинается с определения в нем:

Темыпредмет драматургии или “о чем” (в коротких произведениях должна быть одна тема, так как несколько тем требуют большего времени для их раскрытия).

Идеимысль, которую мы хотим донести зрителю (чем больше в произведении идей – тем лучше).

Сверхзадачизачем мы доносим нашу идею зрителю, что при этом должен вынести зритель, выходя из зала.


После определения вышеуказанных вводных создают сюжет.

Сюжет – последовательность событий в произведении.

Событие – действие или бездействие, вербальное или не вербальное, меняющее задачу (или психологическую мотивацию) персонажа. В этюде должно быть МИНИМУМ 3-4 СОБЫТИЯ.

Структура сюжета:

  1. Пролог (экспозиция) – предлагаемые обстоятельства, завязка на кто мы, где мы, чего хотим – ответы на эти вопросы становятся понятными зрителю.
  2. Завязкапервое событие, дающее начало конфликту.
  3. Развитие – последовательность событий, развивающих конфликт с возрастающей интенсивностью – следующее событие должно быть важнее для персонажа.
  4. Кульминация – максимальное напряжение сторон конфликта – после этого уже ничто не может остаться прежним, событие требует изменения персонажей.
  5. Развязка – чем все это закончилось, к чему пришли персонажи в связи с тем, что произошло.

В произведении допустимо жертвовать прологом и развязкой.


Темпоритм сюжета – скорость и интенсивность событий в этюде.

Виды драматического темпоритма:

  1. Внешнего действия – кто, где и как находится, как часто меняется мизансцена, как именно происходит зумирование хрусталика глаза.
  2. Внутреннего действия – внутренняя речь актера, причина его изменения.

Основой любого сюжета является конфликт. 

Конфликт – противопоставление двух противоположных задач для достижения разных целей.

Виды конфликтов:

  1. Я-другой (внешний конфликт)
  2. Я-социум\бог\природа (глобальный)
  3. Я-Я (внутренний)

Виды способов для донесения целей зрителю:

  1. Зрителю изначально понятна финальная цель актеров, и он просто наблюдает за тем, какие процессы происходят, какие преграды преодолевает персонаж, какими СПОСОБАМИ он это делает.
  2. Каждая новая цель появляется при достижении предыдущей –зритель пытается угадать следующую цель персонажа, в этом заключается его интерес.
  3. При достижении цели ставится новая, но зритель не догадывается, какая. Если ранее зритель понимал, что могло бы быть целью, здесь зритель удивляется и обманывается.

Способы подачи информации зрителю:

  1. Линейный – сюжет развивается в порядке от неизвестного к известному, каждое следующее событие дает дополнительную информацию о персонажах и происходящем.
  2. Не линейный – от известности к неизвестности, а затем, к новому пониманию, когда зритель уже думает, что все понял, а сюжет закручивается совершенно на другом в связи с тем, что зрителю дали съесть красивую обманку.

Основной закон этюда: В процессе столкновения сторон конфликта персонажи должны драматургически измениться. 

Законы темпоритма сюжета в произведении: Чем ближе к кульминации, тем события должны быть плотнее и интенсивнее. И каждое следующее событие должно быть противоположным по знаку предыдущему (хорошее, плохое, хорошее, плохое – должны быть видны перепетии, нельзя, чтобы произведение было исключительно о хорошем, либо о плохом).

В каждый момент этюда зритель должен знать чуть больше, чем один из персонажей (дабы проникнуться сопереживанием), и чуть меньше, чем другой (дабы держать интригу и удивлять зрителя).