Любой может быть любым. Кто я? Где я? Чего я хочу? + СОПР с Александром Олешко – 15 февраля 2016

Автор Анастасия Исаева

Наибольшей для меня ценностью на этом занятии было мое осознание того, что все приходит с практикой. Чем больше повторений различных упражнений и тренировок ты сделаешь, тем скорее у тебя появится выработанный и отточенный навык. И это применимо к чему угодно. Я рада, что и к искусству актера тоже.

«Если это комбинация простых, естественных, свойственных каждому человеку действий, то кажущаяся сложность их исчезает, как только вы повторите (срепетируете) их достаточное количество раз. Повторение сделает сложное действие простым»

Отрывок из книги: Михаил Александрович Чехов. «О технике актера.»

 

Кто я? Где я? Чего я хочу? – ответив на эти вопросы, актер уже сыграл половину роли. 1/2 успеха обеспечена.

Например: Кто я? – космонавт-ботаник. Где я? – совсем один на Марсе. Чего я хочу? – выжить и попасть домой на Землю. В общем, уверена, что “Марсианина” многие смотрели, а любители “космической-робинзонады” даже прочли. Кто не читал, очень советую данное произведение Энди Уира.

Итак, вернемся к уроку. Всего три вопроса, ответив на которые перед Вами уже вырисовывается картина и различные вариации развития событий – рай для актера импровизации, аль для ученика, которому хоть чуточку присуще искусство воображения.

Идем дальше.

Событие Оценка Пристройка Реакция

Событие

виды События:

  1. Что-то происходит со мной;
  2. Что-то происходит рядом со мной, касается меня;
  3. Что-то происходит где-то с другими, что может как иметь отношение ко мне лично, так и не касаться меня абсолютно.

Прелесть этой системы в том, что каждый этап может перейти в другой. Все происходит по градиенту, к примеру:

СОБЫТИЕ УРОВНЯ 3 – У друга Вашей сестры (свата, зятя по прабабушке и пр.) умерла любимая собака Плюшка. Жаль, конечно, Плюшку, но она не Ваша и лично Вы знакомы не были… за ухом не чесали и пузико не гладили. Событие да и событие. Ваше отношение к нему может быть как сочувственным (если, Вам, скажем, пришлось встретиться с этим скорбящим, то с точки зрения манер можно и посочувствовать), так и абсолютно ровным, из серии “Умерла так умерла”. НО, допустим, Ваша сестра приходит домой и жутко переживает по поводу кончины оной Плюшки. Что же, тут уж идет плавный переход к СОБЫТИЮ УРОВНЯ 2 – Ваша сестрица вся в расстроенных чувствах, она не может легко перенести потерю домашнего животного, даже чужого, ведь когда-то в детстве у нее тоже была любимая собачка и так далее, и тому подобное… и все это она рассказывает Вам, изливает душу, ищет поддержки, и тут, барабанная дробь… СОБЫТИЕ УРОВНЯ 1 – Вы выслушиваете, Вы успокаиваете, Вы сочувствуете, теперь Вам нужно справиться с этой ситуацией, так как она касается лично Вас.

Суть этого душещипательного примера вот в чем: дабы не было гиперболизации эмоций на сцене, используйте понимание того, какого именно уровня происходит Событие.

Согласитесь, было бы немного странно, если бы Вы начали откровенно сокрушаться, потому что у тети Любы с соседнего дома умерла золотая рыбка? И наоборот, если бы Вы никак не отреагировали на радостное или печальное событие в жизни близкого Вам человека. Это вызвало бы некоторые вопросы, так как здесь есть нелогичность.

ОЦЕНКА – смена эмоционального состояния (может быть как на сознательном, так и на бессознательном уровне).

Пример: Веселый первоклашка бежит по школьному коридору, заглядывая, при этом, в каждое окно. Его останавливает учитель, а то и, упаси господь, директор, словами “По школе нужно ходить, а не бегать!”. Для парня это событие первого уровня, как мы уже поняли из предыдущих примеров. И какая же тут может быть оценка с его стороны?

  1. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ: школьник может остановиться, растеряться, потупиться в стену, а то и в пол (ну а что еще делать, когда тебя останавливают, а ты еще мал и не очень смел?) – это и есть оценка. Все. Его эмоциональное состояние изменилось. До этого он летел на всех парах, а теперь стоит истуканом.
  2. СОЗНАТЕЛЬНАЯ: допустим, этот первокашник ну очень смелый, воспитанный парень, который знает как общаться со “взрослыми дядями”. Он летит на предельной скорости, а ему “По школе нужно ходить, а не бегать!”, он тормозит (явно проезжая еще пару метров) переводит дыхание, смотрит на говорящего, улыбается и… а об этом уже дальше 🙂 Что касается оценки, то в этом случае суть в том, что он сознательно тормозит и готов вступить в общение без конкретного падения вниз по эмоциональному тону (настроению).

ВАЖНО! За Оценкой следует Пристройка, но до пристройки обязательно идёт некая “сбивка”, то есть изменение дыхания – как следствие изменения эмоционального состояния, (следствие оценки).

ПРИСТРОЙКА (от слова пристраиваться, подстраиваться под кого-то).

Виды пристройки:

  1. Сверху – доминантное отношение к партнеру (Учитель говорит ученику “По школе нужно ходить, а не бегать!”, говорит, как наставник, руководитель, утвердительно и безапелляционно);
  2. Снизу – некое задабривание, умасливание, как показатель собственной слабости пред партнером. (Хитрый первоклашка, который знает как общаться со “взрослыми дядями”, говорит: “Простите, господин учитель, я больше никогда-никогда не буду бегать коридорами школы, обещаю…”);
  3. Нейтральная – общение с партнером на ровне, Вы, как зеркало, отражаете его отношение и эмоциональную окраску. (Вася кричит на Свету “Ты какого хрена мне ужин не приготовила?!”, а Светка тоже не промах “А я тебе ужин приготовлю только тогда, когда ты соизволишь поднять свой зад и вынести мусор!” – почти идеальные отношения, если брать во внимание отсутствие разрыва на эмоциональном уровне.. шутка 🙂

И последняя часть…

РЕАКЦИЯ – действие, поступок, возникающие в ответ на то или иное воздействие.

Виды реакции:

  1. Словесная – “блаблабла” – тут понятно.
  2. Телесная – сдвиг плечами, хлопок в ладоши, любое движение тела (намеренное или же непроизвольное).
  3. Эмоциональная – смех, слезы, агрессия и прочие радости.
  4. Ментальная – это некое проявление процесса мышления. Вот это уже интересней, тут задержусь.

Саша привел нам очень хороший пример того, как создать ментальную реакцию:

Режиссер попросил актера написать на доске две фразы, оставив под каждой несколько пустых строк. Фразы эти известны даже тем, кто не читал историю о Принце Датском: 1. “Быть или не быть?” 2. “Вот в чем вопрос”. Когда фразы были записаны так, как того требовал Режиссер, актер получил такую задачу: прописать под каждой фразой в пустых строках все, что он может по этому поводу думать. Под “Быть или не быть?” все в духе “нахрен мне это нужно?!”, “что я буду с этим делать?!” “как же мне поступить?” и прочее. Актер должен был прописать то, что он должен думать в своей голове, задаваясь этим вопросом на сцене. Тогда, и только тогда, зритель увидит и ощутит эту ментальную деятельность, а не просто услышит пустую заученную реплику.

         5. Действия – реакция действия – это выполнение какой-либо задачи, работы,          деятельность. Тут тоже вроде все понятно – ушел, пришел, станцевал.

ВАЖНО! Бездействие тоже может быть действием, но только тогда, когда это адекватно как реакция на событие.

Здесь не могу не вспомнить слова Александра:

“КОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ – ЭТО ХРЕНЬ И ЭТОЙ ХРЕНИ В ТЕАТРЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!” (с) – здесь речь идет о неадекватном бездействии, как мы уже все поняли.

Реакция зависит от ценностей и приоритетов – прекрасный нюанс, который подметила сокурсница Марго. И действительно, а как иначе? Человек, для которого не ценен, к примеру, мир изобразительного искусства, явно не среагирует восторженным обмороком на картину Монэ.

И еще бонусом хочу добавить пару важных данных от Александра Олешко.

  • ПРОДУКТ АКТЕРА – проявление его эмоций, деятельность его тела, игра.
  • ТЕКСТ ДЛЯ АКТЕРА – худший инструмент для того, чтобы передать ощущения и эмоции. Слова искажают эмоции и забивают их.
  • ИНСТРУМЕНТ АКТЕРА – фантазия и воображение. Если актёр верит в то, что он делает, то и зритель этому поверит.
  • АКТЕР ИНТЕРЕСЕН в роли, когда он говорит одно, думает другое, а делает третье. Многогранность – самый смак следить за таким героем, говорю, как профессиональный зритель 🙂

Ну что же, желаю всем использовать эти данные.

И да не останьтесь такими, какими вы были прежде!