Искусство вопросов и ответов. А.Н. Неёлов

Автор Дима Белоус

Все мы помним до конца жизни три составляющих актёра: сам актёр(тело и голос), внимание и безусловная вера. Сегодняшняя лекция о голосе, словах, предложениях и искусстве вопросов.

 

О голосе.
Голос состоит из техники речи и смысла этой речи.
Техника – инструмент голоса, артикуляционный аппарат.
Первооснова голоса – звук.

Параметры звука:

  • Тональность (высокое О-о-о-о, низкое О-о-о-о)
  • Громкость
  • Длительность 

Сумма звуков превращается в слова. Тут появляется еще один параметр темпоритм.

Набор слов превращается в предложения. Тут появляется параметр интонация.
Интонациией мы передаем отношение. Интонация может быть и у одного слова. Если предложение состоит из одного слова.

Пример работы с интонацией – анекдот про учительницу, Вовочку и Машу, непостоянную в отношениях с партнёрами.

Тембр пересечение значений параметров голоса, у каждого человека своё. Актер должен расширять амплитуду всех своих характеристик.

Интонационный рисунок.
Главное правило аналогично правилу темпоритма в  режиссуре – нельзя говорить одним голосом, нужно чередовать все параметры голоса.

Смысл речи.
Диалог  – не только между двумя, а между каким-угодно количеством людей.
Диалог возможен только с вопросами. Это основа. Диалоги без вопросов – встречающиеся монологи, которые любил практиковать в драматургии Чехов.

Актёр импровизации должен уметь задавать интересные вопросы.

Интересные вопросы – вопросы, на которые хочется ответить всем присутствующим.

В обыденной жизни мы используем больше классические вопросы (80%):

  • простые
    – Оля, ты в джинсах? (варианты ответов: да/нет)
    *фишечка: интересный человек отвечает на них, не используя да или нет
  • информационные
    – Где бы ты хотел умереть, Серёжа? (на такой вопрос нужно информировать, рассказывать, т.е. ответить да/нет не получится)

Актёров же больше должны интересовать творческие (10%).
Пример про убийство с помощью массовой сталинской бомбардировки или точечным убийством с помощью иголкой с ядом на конце.

  • альтернативный (антиславянский)
    там где человек славянской культуры будет выбирать из двух зол, биться из крайности в крайность, воспитанник западной культуры заявит о третьем, подходящем всем сторонам варианте. Всегда есть выход за рамками вопроса, но не для славянского человека.
  • сложносочиненный – много условий, которые играют роль упаковки. И последний, контрольный вопрос без упаковки. Особенность в том, что последний вопрос без упаковки звучал бы нагло/по-хамски/неуместно, но с упаковкой он вполне обретает право на жизнь.
  • ситуативный – вопрос с позиции другого человека. Ситуативные вопросы хороши, чтобы видеть объем мира. Мир многообразен, и какими бы разносторонними мы себя не считали, всегда будет место зашоренности и плоскости взгляда на вещи.Лицом к лицу
    Лица не увидать.
    Большое видится на расстоянье.


    Однобокость нашего взгляда на мир отлично демонстрирует мультфильм:https://www.youtube.com/watch?v=RuTpKcUlTwA

  • провокационный – вопрос, задача которого вытащить из человека эмоцию.
    1. Провокационный вопрос в плюс – лесть.
    2. Провокационный вопрос в минус – оскорбление.
    В 21 веке много блефа, в сравнении с предыдущими поколениями люди стали в разы мнительнее и подозрительнее. поэтому вопрос в плюс(с комплиментом) нужно ставить очень аккуратно и незаметно. Иначе, при открытом комплименте рискуем получить реакцию:
    “СУКА, ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ!!!” В жизни скрытый комплимент должен звучать всегда. Мы никогда не знаем, что нам от человека понадобится. Делать это от души. Жить в хорошем мире. В говне живет тот, кто решил, что вокруг сплошное говно.
  • вопрос без вопроса – задаете один вопрос и даете понять собеседнику, что его ответа недостаточно, тем самым заставляете его расширять ответ.
    Пример, с французским националистом Ле Пеном и его теледебатами перед президентскими выборами. К провокационным вопросам он был готов, но их от журналиста не было. Журналист использовал именно вопрос без вопроса и в результате вскрыл оболочку собеседника.
  • вопрос без смысла(преимущественно театральная фишечка) – при таком вопросе собеседник не понимает о чем речь и иногда может выдать то, о чём мы могли не знать. Например, со старта диалога:
    “Ну и как с тобой после этого разговаривать?”

Ответы.

Классические: простые, информационные.
Творческие: образный. Вы отвечаете цитатой из фильма, книги, стихотворения. Всем тем, что до сих пор накопило человечество. Тут нам пригодится та самая эрудиция. Объем личности пропорционален арсеналу цитат, который всегда нужно пополнять. Когда Анатолий Николаевич начал коллекционировать магнитики у него их было 10-15. На сегодняшний день их 2000.