Слово за слово с А.Н. Неёловым и В. Шумко

Автор Дима Белоус

Практика, как всегда радует разнообразием ошибок, которые нужно запоминать, не допускать, потом опять допускать, чтобы снова запоминать. Всё занятие было построено вокруг “Слова за слово”, но дополнительные ограничения вызывали особенный дым промеж наших ушей.


Для себя пытался составить список популярных ошибок и рекомендаций, о которых стоит помнить и что-то подсказывает, что всё равно придется их допустить еще десятки раз на практике, но со списком хотя бы будем знать их в лицо:

  • один темпоритм
  • нет зрительного контакта
  • нет лидера (каждый из партнёров ждёт лидерства от другого, в результате оба на тормозе)
  • когда один из партнёров все-таки набрался смелости и предложил обстоятельства, нужно хвататься за них, не оставаться равнодушным, иначе едва зарождающаяся драма вовсе помрёт. В жизни мы сглаживаем события, в театре их нужно обострять.
  • играть не значит говорить. Иногда кажется, что молчание мигом нужно заполнить словами. Это ошибка. Упражнения с ограничением количества слов в минуту это отлично показали. Оказывается диалог это не сплошной трындёж 🙂
  • в ходе импровизации важно помнить, что все ответы даны до начала, уточнение у партнера со старта “ты о чем сейчас?” “ты о ком?” “Вася он вообще кто?” неуместны.
  • даже если партнер выбрал не самую удачную идею, не стоит её пороть на месте (пример с гопником).
  • простая и важная ошибка: у партнёров нет цели, каждый говорит и живет на своей волне. Никому ничего не нужно. Драматургии нет, в итоге, неинтересно.
  • партнер дает события, другой партнер не оценивает их, а продолжает гнуть свою линию
  • партнер явно ждет пока другой его партнер закончит говорить, это получается очень заметным и портит картину
  • не превращаться в зрителя внутри игры
  • не доводить ситуацию до маразма. “Ребята, не играйте идиотов!” (с)
  • выпадение из здравого смысла. “Когда у женщины есть каен и шубы, одна всё-таки дает чаще, чем раз в месяц”.
  • цели не обновляются

“Слово за слово” по алфавиту, по алфавиту в обратном порядке, с ответами на одну букву и другими ограничениями заставляло мозги дымиться. При этом важно было не только уложиться в ограничение, но и помнить о драматургии и удержании интереса аудитории. Это уже не то безобидное “Слово за слово”, когда можно трындеть без умолку. Мозг запустил параллельно еще несколько дополнительных процессов! Такая своеобразная чистка мусора в импровизации, который был бы без ограничений. Очень похоже на упражнение со скороговоркой до и после рта набитого орехами.

Ещё запомнилось упражнение с ограничением количества слов в минуту. Общаемся с партнёром, у нас есть минута, в эту минуту каждый должен уложиться в лимит 18 слов. После упражнения Анатолий Николаевич попросил поднять руку тех, кто уложился в лимит, кто не уложился в лимит. Но были и те, кто прикидывали количество слов навскидку, я был одним из них. АН называет это душевной интеллектуальной ленью.  Подобное отношение – это приговор на средненькую, жизнь и серенькие результаты. Ни о каких ярких достижениях и успехах речи идти не может. Важно ни в коем случае, не избегать кипения мозгов в подобных упражнениях и не выбирать путь полегче.