1 курс. Сценический монолог. 22.03.16. (Преподаватель: Владимир Тагвей)

Автор Мария Хлобыстова

Занятие, в котором было очень много полезной практики и высокая концентрация теории. И вообще оно было прекрасно, как впрочем и другие. А Владимир – просто невероятен и фееричен!

Разминка.

Простая, но очень эффективная. Мы бродили, потом разбрасывались по команде, накапливали напряжение в теле по десятибалльной шкале и сбрасывали его! Вначале произвольно, после направленно, в определенную точку.

Теория.

  1. Основа.

Тема монолога – это тема, важная для автора, цепляющая его так, чтобы и он мог зацепить ею зал, заразить. Причем вне зависимости от того работает ли актер с залом (зрителем) или с альтер эго и зала для него не существует в этот момент.

Пример: заставить зал зарыдать, засмеяться, вовлечься куда-либо, бросить тухлым яйцом в конце концов.

Задача/цель – у монолога всегда должна быть ЦЕЛЬ:

  • интеллектуальная;
  • телесная;
  • эмоциональная.

Т.е. что именно должно произойти с персонажем, залом, партнером здесь и сейчас, что должен увидеть зритель. Или почувствовать на своей шкуре.

Событие – катализатор. То, что взрывает автора монолога и он добивается своей цели. Катализатор может быть как негативным, так и позитивным. Главное сильным. Взрыв, после которого так, как раньше уже не будет.

2. Направление монолога.

Монолог всегда направлен на:

  • зрителя;
  • альтер эго;
  • мистические сущности;
  • предмет;
  • партнер.

3. Составляющие хорошего монолога.

В хорошем монологе есть:

  • паузы (во внутреннем монологе особенно);
  • эмоциональные изменения;
  • действие (меняется мизансцена);
  • детали (истории в монологе);
  • быт – бытиё (от убежавшего молока к смыслу жизни);
  •  энергия;
  • разная громкость;
  • разный темп.

Упражнения.

  1. Монолог по кругу. Круги по 8-9 человек.

Пример. Номер один задает тему: «Вы все должны отказаться от мяса!» И начинает монолог. Второй подхватывает. Третий и так далее. Важно чтобы каждый, кто подхватывает был другим. По громкости, тему, эмоции, действию. Слушаться должно, словно говорит один человек, но он сильно меняется.

2. Монолог с альтер эго. В парах. Номер первый начинает, второй является его альтер эго, он выбирает паузу и подстраивается. Меняя настроение монолога.

Пример. Номер первый: «Мне надо с ним развестись… Я не могу жить так дальше с ним, это не жизнь и смерть… Как мне плохо, как тяжко, что делать…» Альтер эго: «Что делать?! Да что я за тряпка?! Пойду в разнос! Уеду в Австралию! Напьюсь! Заведу двух, нет трех любовников! И у одного будет мерзкая противная собачка, которую я буду бить!»


И финальное. Выйти и произнести монолог, стараясь, сделать его цельным, направленным, живым, меняя ритм, используя детали и предметы.

P.S.

Для себя вынесла то, что эмоции и то, что зал проникается ими это, конечно хорошо, но не стоит терять над собой контроль и забывать о цели монолога.