Основы импровизации. Базовая лекция. Часть 1 (Преподаватель: Анатолий Неелов) 1 КУРС (28.03.2016)

Автор Татьяна Кравченко

Это занятие существенно отличалось от тех, которые мне уже удалось посетить. Одним из отличий являлась сама подача информации от преподавателя. Формат лекции, который был заявлен изначально в расписании, был разбавлен множеством вопросов к аудитории. Подобный метод коммуникации, помимо высокой информативности, показал в полной мере личностное отношение педагога к учебному материалу, что в свою очередь, на мой взгляд, повлияло на уровень восприятия данных – возможность участвовать в процессе обсуждения способствует развитию внимания и личного мышления, и это хорошо!

«Весь мир — театр, а люди в нём — актёры (Уильям Шекспир)

Итак, что такое импровизация?

Это создание произведения в момент его исполнения.

Ключевое слово – «произведение», т.к. именно произведение показывает иное отношение к реальности.

Стоит отметить, что существует 2 вида импровизации:

Виды импровизации

Структурная импровизация (грязная) – это всё, что изначально запланировано.

Пример: График на день (подъем-душ-транспорт-работа-обед и т.д.)

Чистая импровизация (хаосная) – это когда отсутствует план. Ключевое слово – случайность (всё, что выбивает человека из заложенной изначальной структуры)

В основе чистой импровизации лежит СЛУЧАЙ, поэтому искусство импровизировать – это искусство управлять случайностью.

Также, импровизация подразумевает 2 ключевых момента.

1. Жизнь и импровизация не тождественные понятия!

Разница заключается в том, что импровизация всегда является целенаправленным процессом.

Пример: Человек на отдыхе на пляже – отдыхает один (это не импровизация). Далее, к примеру, к нему подходит девушка с просьбой присмотреть за ее вещами (в этом случае импровизация уже возможна, потому что появилась цель).

Поэтому, лучшее времяпровождение – это бесцельное времяпровождения.

2. Импровизация подразумевает осознанность!

Импровизация не может быть неосознанной, так как цели присутствуют всегда, а вот уровень осознанности этих целей может отличаться, суть в том, ваши ли это цели, или они заложены вам другими людьми, социумом и т.д.

Необходимо понимать, что любой момент и сфера нашей жизни может быть произведением – отношения с близкими, работа, дружба и многое другое. Всё зависит от нашей цели и степени осознанности.

Далее, преподавателем был задан вопрос: может ли каждый из вас стать великим актером?

Да! И этому есть объяснение.

Другие творческие профессии подразумевают дополнительные способности, которые в основном вызваны физиологическими отличиями.

К примеру, великим музыкантом может быть человек с врожденным абсолютным слухом, который присущ далеко не каждому.

Что касается актерского мастерства – каждый из людей обладает изначально заложенным природным составляющим – это ИГРОВОЙ ИНСТИНКТ!

Для того чтобы стать великим актером – человек не должен обладать талантом – это миф!

Игровой инстинкт заложен от рождения – мы играем, будучи детьми – познаем мир через игру, мы играем в жизни, в зависимости от того, где мы находимся: на работе, с близкими, с друзьями. Мы всегда исполняем роли разных людей, показываем разные грани характера и поведения, причем не важно, делаем мы это сознательно или бессознательно.

Но очень часто этот заложенный природой инстинкт закрывается и теряет свою выразительность. Почему мы теряем его? Ответ прост – равнодушие! Общение с равнодушными людьми подавляет игровой инстинкт.

Актер не должен быть рабом общественного мнения, необходимо развивать важный навык – НЕ ДУМАТЬ, ЧТО О ТЕБЕ ПОДУМАЮТ ДРУГИЕ ЛЮДИ. Необходимо обладать внутренней свободой.

 

Из чего состоит театр?

Из чего состоит театр

Важно: ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ ВСЕХ 3-Х ФУНКЦИЙ!

Работа драматурга подразумевает сбор информации, выбор материала, подготовку стратегии и т.д. Всё что «До» (… до прямого контакта!)

Функция актера –  это прямой контакт (партнер/группа людей/ и т.д.)

Режиссёр находится над процессом и контролирует обе составляющие.

На данной лекции более детально нам удалось рассмотреть основные функции актера и драматурга.

Актер - Драматург

 Большое количество информации с учетом примеров было приведено по каждому из пунктов.

Каждая деталь очень важна, но в итоге у меня получилось 7 листов статьи, поэтому я сокращаю и заранее приношу свои извинения.

АКТЕР

1. Голос – артикуляционный аппарат, участвующий в порождении звуков речи. Речь является только одним из элементов голоса (есть дополнительный набор звуков, например, смех).

2. Тело – инструмент, повышающий восприятие голоса

 

Харизма на уровне тела

Харизма на уровне тела

 

Самый распространенный вид общения включает в себя средний план.Крупный план – интимная зона, присутствует в общении с близкими нам людьми.

 

 

Следует понимать, что более харизматичным нам кажется тот человек, который способен управлять зумированием хрусталика нашего глаза (подобный человек создает непрерывный интерес).

Уровень способностей определяется психотипом каждого человека, а для того, чтобы повысить уровень интереса и внимания к актеру на сцене существует мизансцена – передвижение актера по игровой площадке в момент выступления.

 

3. Внутренняя речь – одно из важнейших ключевых инструментов актера. (Говорить партнеру на сцене о любви, а в этот момент думать о покупке холодильника… нельзя. Внутренний монолог имеет прямое отношение к текущему моменту).

 Внимание –  актер должен обладать ТОТАЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ (учитываем все 3 круга внимания:

1) я – я (внимание к себе);  2) я – другой человек; 3) я – социум. Каждый конкретный случай требует конкретного рассмотрения.

 ВЕРА!!!! – признание своей актерской игры истинной игрой без предварительной фактической или логической проверки. Мы верим в свою игру до «безумия», как люди верят в различных богов.

Воображение – в импровизации нельзя придумывать на ходу. Залог совершенной импровизации – вспоминать и воспроизводить то, что придумал ранее.

Виды опыта

– Личный (5%) – то, что случилось лично с человеком

– Опыт наблюдателя (15%) – то, что случилось с другим, в твоем присутствии

– Косвенный (80%) – то, что ты прочитал/увидел/узнал из книг, фильмов и т.д., но по факту не присутствовал в данном событии.

Именно воображение превращает косвенный опыт в личный!

ДРАМАТУРГ

1.Сюжет – это событийно-оценочная цепочка.

На любое событие существует 5 вариантов оценки (ответов):

  • «+» (согласие)
  • «-» (несогласие)
  • «?» (неопределенный: ответ – не соответствует вопросу)
  • «0» (отсутствие оценки – ответа)
  • «->» (встречный вопрос)

Искусство импровизации подразумевает планирование событийно-оценочной цепочки заранее, а не в момент выступления.

Инструмент драматурга – 36 сюжетов (читаем «36 драматический ситуаций» Жоржа Польти) – мы живем в рамках этих сюжетов.

2. Жанр/Стиль – любой сюжет приобретает разное значение каждой детали, в зависимости от жанра. Даже признание в любви можно воспроизвести в стиле драмы/комедии/мелодрамы и так далее.

3. Тема и идея.

Тема = Объекту. Когда актер играет другого человека – он должен знать абсолютно все о человеке, которого будет проживать!

Идея – то, с чем от нас уйдет зритель, идея определяет какую реакцию мы хотим вызвать у зрителя.

В заключение лекции был важный совет – играть всегда и со всеми, особенно при общении с незнакомыми людьми.  Оттачивать и развивать игровой инстинкт – жить игрой.

Вдобавок к этому заключительная кода – пример с партнером, который показал каким именно образом необходимо в процессе импровизации использовать то, что с помощью воображения ты придумал ранее.

Это была базовая лекция, первая часть – и я говорю СПАСИБО!

 Да пребудет с вами Театр!