Создание этюда со Славой Никоноровым 26.03.2016 г.

Автор Ксения Лобас

Этюды, этюды, этюды…..со дня поступления в ЧК мы постоянно слышим это слово. Их нужно писать, ставить и т.д.
Лично для меня это было некая эфемерная простота. Казалось бы что непонятного? Много спектаклей Черного квадрата построены из этюдов. Смотри, учись, создавай!
На деле же, возникает масса вопросов: С чего начать? Какая структура? Какие обязательные составляющие должны быть и т.д.
Благо, Слава дал ответы.
Итак,

Этюд– это некая моделируемая ситуация во времени.
По словам Славы (оставлю эту тавтологию), этюд уже где то существует, необходимо лишь “раскопать” его, подобно костям динозавра во время археологических раскопок.
Очистить все лишнее и получить именно тот “скелет”.
Или Этюд, подобно кулинарному блюду. Для того, чтобы получить вкусный обед, необходимо подобрать правильные ингредиенты.
Этюд Черного квадрата состоит из:
1. Спокойствие.
2. Борьба.
3. Вывод(финал).

Спокойствие – это часть, когда мы понимаем,что именно происходит с персонажем, до того как…
Как вариант можно начать с “мяса” , но тогда теряется одна из структурных частей этюда.
Борьба – человек должен добиваться своей цели. Поставить его в экстримальную ситуацию.
Усугублять конфликт. Благодаря чему будет происходить перерождение, изменение внутри персонажа.
Финал – должен быть логичным и непредсказуемым, ведь, когда он ожидаем, то это неинтересно.
Применения такого понятия,как “третий финал”, то есть в связи со сложившейся ситуацией, мы предполагаем два очевидных решения, а дать третий-неожиданный.
Еще некоторые составляющие Этюда:
– начинать лучше всего с юмора, так как это всегда распологает зрителя;
– сопереживание- зритель должен идентифицировать и ассоциировать персонажей и происходящее. Давать пояснения. Если он сумасшедший, почему? Если самоубийца, почему? Дать пред историю. Человек должен понимать Что происходит в данный момент и Чего хотят герои.
– перипетии- усложнение конфликта, каждое последующие событие усложняет его.
– шлейф- это то,что произошло с персонажем за кулисами,жизнь вокруг него. Он не чистый лист, он персонаж с историей.
– Событийно-Оценочная Цепочка – должна быть обязательно.
Изменения, которые бывают:
1. Атмосферный фон этюда.
2. Эмоциональный фон актера и эмоциональный фон зрителя.
3. Темпоритм
4. Тематика (быт и бытие)
5. Отношения между героями (люблю, ненавижу, осознание правды или неправды и т.д.)
6. ЗАКОН ЭТЮДА – глобальная смена задач. Включает в себя:
взрыв – эмоциональный всплеск, который не ведет к изменению отношения.
прорыв – кардинальная смена отношения (не обязательно сопровождающаяся яркими эмоциями), как осознание некой истины. Когда “глаза открываются” и человек понимает,что все что он делала до этого или как жил – не верно и меняет линию поведения, совершает поступок.
7. Личностные(у героев между собой)
8. Зрительское( зритель оправдывает те или иные действия или поступки происходящие на сцене.Необходимо использовать такой прием, как обманка– специально пускать зрителя по ложному следу, дабы менялось мнение о героях и происходящем.)
Приемы улучшения этюды:
1. Контрасты
2. Обманки
3. Вставные номера (фантасмагории, музыка, игра с предметами, световые решения)
4. Предметы-символы.
5. Закольцовки – например говорить о чем то в начале, а потом косвенно в конце или звонок телефона, который несколько раз прерывает секс.
6. Интрига – выдавать историю по битам.
7. Макгаффин – факт,который не требует объяснения.
8. Борьба со временем-когда персонаж ущемлен во временных рамках, он спешит.
9. Бытовые процессы на контрасте – занять героя каким то процессом, например во время разговора он чистит картошку, но не говорит об этом или у героя болит живот, он играет это, но не говорит об этом.

Вопросы, которые стоит задать себе, после написания этюда:
1. Достаточно ли изменений?
2. Все ли лаконично?Что можно убрать ничего не потеряв?
3. Достаточно ли понятны будут все моменты зрителям?
4. Есть ли разнообразие между бытом и бытием?
5. Везде ли есть задачи у персонажей? Везде ли есть конфликт?
6. Нет ли мест где герои говорят вещи само собой разумеющиеся?
Потом мы преступили к процессу “создания” этюда из одного слова. Нашим словом-символом была слово “тыква”.
И поверьте, друзья мои, оказывается даже из одного слова можно создать этюд.
Спасибо Славе  душевное и продуктивное занятие!
Запасайтесь терпением и творите!