Мышовая Летучка со Славой Никоноровым 24.04.16

Автор Полина Щербак

Написание этюдов, как игра с самим собой в шахматы, – можно переходить!

Занятия, посвященные написанию этюдов, которые проводит Слава, информативны и колоссально полезны с любой точки зрения, как ни крути, а для актера импровизации они  являются вообще бесценными , так как развивают в нем драматурга.

Этюд— это некая моделируемая ситуация во времени.
Он состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями)
2. События
3. Основной части (преодоление препятствий при помощи актерских приспособлений)
4. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда)
5. Развязки (исход, разрешение ситуации).

При написании этюда главное, что нужно брать во внимание – ограниченность времени и пространства. Если вы напишите просто бомбический этюд, который невозможно будет воплотить в жизнь на сцене, то он теряет всю ценность. Этюд должен уложиться в определенные временные рамки, при этом не теряя свои составляющие. Можно сказать, что зрителю интересны этюды тем, что в них жизнь максимально сконцентрирована.

Еще один основной момент,являющийся неотъемлемым для этюда – конфликт, причём чем ярче выражена острота  конфликта, тем зрителю будет интересней. Этюд должен быть про человеческие отношения в их кризисной фазе.  Но эта экстремальная ситуация, в которой оказались персонажи вашего этюда, должна быть жизненной, то есть, если зритель не сможет представить себя на месте вашего героя,то он не будет ему верить,а соответственно и сопереживать. Нет веры – нет смысла!  

Ка́та́рсис – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

Заставить зрителя сопереживать – одна из целей этюда, так что его нужно писать с четким пониманием, где у вас будут катарсистические моменты и надо грамотно к ним подводить. Как правило, где-то рядом с кульминацией катарсис должен достигнуть своего апогея.  Зритель должен поверить актеру, успеть понять его героя, а затем и полюбить его, чтобы появилось сопереживание, которое  может оказаться невозможным, если персонаж не обладает целью. Отсутствие цели – худшая из судеб.

Антигерой — тип неоднозначного героя в художественных произведениях. Антигерой подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев, но несмотря на это занимает в произведении место протагониста.

Антигерой является интересной харизматичный личностью, и он имеет место быть в вашем этюде, но сопереживание будет только в том случае, если зрителю станет известно, почему же он стал плохим. Характеристиками “абсолютного зла” он обладать не должен, так как ему надо иметь шанс измениться. Так же и персонажа  с абсолютным знаком “плюс”  быть не должно в вашем этюде, во-первых, потому что таких просто не существует в реальной жизни, и зритель даже не поверит, а во-вторых – должен работать закон этюда!

Закон этюда – изменение!

Изменения во всех своих проявлениях развивают зрительский интерес и являются необходимыми для успеха вашего этюда.

♦ атмосферные изменения‍‍
♦ эмоциональные изменения
♦ изменения мизансцены
♦ структурные изменения
♦ изменения громкости
♦ изменение интонационного рисунка
♦ актерское изменение
♦ личностное изменение
♦ Зрительские изменения (обманки, которые ведут зрителя по ошибочному пути для того, чтобы сознать ложную интригу)
♦ За кого наши симпатии(изменения), то есть за кого мы болеем

Изменение отношения героев друг к другу,  их позиций, их взаимоотношений в целом  процессе игры – главенствующие, основополагающие изменения, без которых этюд становится не этюдом вообще. Так что отношения между героями должны меняться!

Как же начать писать этюд?

А начать можно с чего угодно! Хоть с начала, хоть с конца, хоть с середины, но первое, что ты должен сделать – дать ответы на вопросы: “Кто?” и “Где?”.  То есть надо решить, кто будет вашими действующими лицами, кем они будут друг другу приходится, а так же, будет ли действие проходить в помещении или на улице, днём или ночью. Любая, пришедшая вам в голову идея может стать ядром вашего снежного кома, который потом, после неких модификаций, слепляется в этюд.

Как писать этюд?

Писать надо не литературное произведение, а игровую картинку. Это значит, что при прочтении вашего этюда у читающего должно создаться ощущение, что он его уже посмотрел. Описывать, что происходило с персонажами до момента, с которого начинается этюд, не надо, потому что эту историю зритель должен узнать из диалога героев в процессе игры; это может иметь смысл только в том случае, если выйдет специальный персонаж, который как бы закадрово эту историю придаст гласности. Кстати,придуманную вами идею этюда тоже не надо озвучивать, как мораль в басне, она должна быть видна между строк.

Текст должен быть написан по схеме ” событие-оценка-пристройка”, то есть он должен быть построен таким образом, чтоб фраза, сказанная на сцене, не имела смысла без предидущей. Диалог не должен быть составлен в виде интервью, необходимо ощущение, что разговаривают  нормальные реальные люди, а для этого диалог должен быть живым  –  естественным, интересным, выразительным и логичным. Надо искать человеческий подход к своим персонажам. А еще, что не маловажно, необходимо такое построение текста, чтобы актёр себя максимально проявил. Когда прописываешь диалоги, так же нужно отдельное внимание уделить мизансценам, которые тоже надо обозначать в драматургии. Они должны максимально взаимодействовать с окружающей средой. Вообще, каждый предмет, который выносится на сцену во время этюда должен быть задействован, а если это особый предмет, обладающий ценностью для героя, если этот предмет порождает в нем определенный ряд ассоциаций, то через его образ можно сказать, что на душе у этого персонажа. Например: Леон и его цветок.

Как правило, когда зритель понимает, в какую сторону идет этюд, когда он может уже предугадать,что сейчас произойдет, то интерес угасает. Не должно быть никаких банальностей, ищите возможность удивить! каждый следующий шаг должен быть непредсказуем, каждый следующий момент должен быть неожиданным и необычным. Чем больше в вашем этюде будет игровых узлов, так называемых обманок,  неожиданно меняющих сложившуюся ситуацию на сцене, тем будет круче.


Существует масса вариантов развития событий в вашем этюде, надо только сесть и подумать, а затем выбрать тот, который окажется наиболее интересным во всех отношениях как для вас, так и для зрителя.

Надо научиться не видеть барьеров, которых нет