Слово за слово с В.Тагвеем 10.05.2016

Автор Galyna Stankevych

Базовая игра для импровизации и для построения этюдов. А с Тагвеем это просто вереница наших мини-спектаклей на протяжении 2-3 часов. Как мы вчера играли? О чем надо помнить и как не играть? 

На своих  уроках Володя говорит немного, теории почти нет, но после занятия мы выходим накачанные эмоциями, адреналином и лапки чешутся от вдохновения и жажды творить… Он вытаскивает из нас наши мысли, чувства, убирает сомнения, разбивает наши зажимы и ограничения и показывает нам нас изнутри в процессе игры и под его замечаниями мы словно камни: получаем огранку и удивляемся: “Это я? Я такой? Так умею! Ого!” А сегодня Володя в ходе игры давал нам уже указания как-то меняться, менять свои состояния, реакции, отношения… он уже режиссировал нашу игру местами, а мы учились слушать указания мастера, а не уходить в себя и играть роль и придуманную сюжетную линию. Это было сложно и полезно. И еще это очень сбивало наши придумки, ведь мы все так хватаемся за придуманную основу,  нам так боязно с ней расстаться и пойти по тропе чистой импровизации, которой от нас и ожидают.

С чего начался мир? У Толкиена со звука, который перерос в песню, а наша игра? Хочется выпалить, не подумав: “Со слова!” А ведь хочется, чтобы с мизансцены, атмосферы, настроения, контакта с партнером, чтобы зритель нырнул в эту историю еще до того, как пойдет текст; сделать так интересно картинку и настроение, чтобы зритель в третьем ряду подался вперед, не замечая ничего вокруг, и начал гадать: “Что же тут будет? Что же дальше?А, она подняла бровь… наверное, он ей… или нет?А он что на это?…Ого!”  И это все еще до возникновения текста на сцене. Правда хорошо бы было? Надо не забывать о том, что текст – самый слабый интструмент актера.  “Слова даны людям, чтобы скрывать их чувства”, а мы играем о чувствах, о глубине…

И коль уж речь пошла о тексте, то как бы его сделать не скучным? Как бы реплики превратить во что-то четкое и любопытное? Разговор на сцене и в жизни должен быть разным иначе зачем людям ходить в театр?

Вспомним, какие существуют творческие вопросы. Да-да, все же немного теории)))

  1. Провокационный “Ты че, дурак что ли?”
  2. Ситуационный “Представь себе, вот если бы ты оказался на острове с двумя женщинами и чемоданом…” или “Вот если бы ты была на месте мужика, вот что бы ты сделала?”
  3. Альтернативный (но тут именно ответ может наполнить этот вопрос особым или другим смыслом, придать ему окрас) “Ты будешь чай или кофе?” – “Нет, водку давай!”
  4. Сложносочиненный ( мы даем партнеру цепочку событий, рассказываем целую историю, рисуем картинку, приводим его в нужное нам настроение и в конце неожиданно идет вопрос) “Насть, смотри, мы на острове, все классно, вокруг птицы поют, погодка отличная, закат, романтика….может кончай ломаться и до свадьбы еще побалуемся?”
  5. Вопрос без вопроса (задаем человеку первый вопрос, а потом уточнениями и жестами выпытываем из него всю историю) – Ты вчера машину у меня брала? – Ну да. – и? – Ну, съездила в магазин… – ну…? – и потом еще к Ирке заехала. – ага…дальше… – и темно в подворотне было, сама не знаю, как она поцарапалась!” 
  6. Вопрос без смысла (смыслом его наполняет партнер, который на него отвечает) -Как ты могла?!! – Милый! Что же такое? – Нет! как ты могла сделать такое? – Любимый, ну я хотела тебе сразу рассказать, но так боялась твоей реакции! а Вовочка так рад теперь, что перешел в балетную школу и больше не ходит на карате, где его все время били!

И конечно же классно эти все творческие вопросы комбинировать между собой.

Теперь просто заметки по правилам игры, советы, наблюдения:

  • Главный закон этюдаизменения персонажа!
  • Персонажи меняются, но все равно продолжают достигать поставленной цели
  • а насчет целей, то они должны быть ясны актеру, его партнеру, зрителю, а дальше надо еще и раскрыть внутренний мотив ,что побудил тебя избрать такую цель, совершить это действие, надо рассказать или дать понять  это зрителю, понемногу раскрывая всю историю, которая обрастает подробностями, яркими, символичными деталями…
  • ради достижения своей цели мы меняем способы воздествия на партнера
  • не забывать, что мы играем конфликтные ситуации! “нет конфликта – нечего играть!”
  • нельзя игнорировать, не оценивать, не обращать внимание на слова и действия партнера! Он накидывает нам событие, информацию – это повод не просто оценить это, но даже измениться!
  • на площадке самый главный во всем мире человек для тебя – твой партнер! Его надо слушать, понимать, не терять контакта с ним, взаимодействовать. Нет контакта  и этюд начинает рушиться со второй секунды.
  • не накидывать сразу много событий партнеру! давайте будем воспитанными и щедрыми: давайте партнеру возможность тоже поиграть и изменить ситуацию! Не надо вначале давать 4 реплики, из которых ясна вся ситуация и ваши отношения к ней!  Зритель слегка разочарован, все вокруг становится предсказуемым, партнер вынужден играть бедно и ему дано теперь так мало импровизации, это и нечестно по отношению к нему.
  • мы никогда не начинаем играть с начала. Зрителю мы показываем ситуацию, которая развивалась до этого, а он пришел внезапно и как бы подглядывает чужую жизнь, которая меняется и развивается постоянно.
  • должна быть логика в репликах партнеров! Мы можем странно себя вести, совершать неожиданные поступки, реагировать не так, как было бы в жизни, но нелогичности фраз быть не должно!
  • хорошо добавлять в свой монолог детальки, рисовать зрителю картинку, наполнять свою речь тропами (метафорами, алегориями…), чтобы “вкусно” звучало.
  • избегать слов “снова”, “опять” и ни в коем случае не повторять слова партнера или не рефренить свои! Скучно же, право, господа!
  • Партнеры играют в одном стиле. Даже если ты себе нарисовала, что ты такая вся  холодная и утонченная леди, будешь сейчас играть драму, а партнер создает гротеск, то, будь добра, отбрось вымышленное манто и забудь о заготовке, пускайся с ним играть гротесково! И не факт, что тебе это не понравится! ))) Ведь так чудесно иметь повод выйти из привычного нам амплуа!
  • мы не играем, мы живем. Мы не проговариваем события. Если нас обидели, то мы возмущаемся и словами, и действиями, и телом. Актер должен уметь пользоваться не только голосом. Кто поверит, что он ревнует, а она убита горем, если они просто эмоциональными оттенками голоса играют? Где опущенные плечи и заломленные руки, где поза самца перед нападением и сжатые до побелевших костяшек на пальцах кулаки? Да, это, конечно, стандартные и стереотипные театральные фишки, которые мы надеваем на наших персонажей, чтобы было легче играть и они могут добавить ложного пафоса, но для начинающих актеров они хорошо подойдут! и даже могут стать спасательным кругом на первых порах, облегчить задачу, создать основу для настроения и поиска вдохновения, чтобы вжиться в роль и через эти внешние жесты достать это состояние изнутри себя, родить его, вытащить со скрежетом зубовным и показать зрителю. Вот тогда поверит.

Лично мои размышлизмы об этом вечере:

Как же скучно видеть однообразие ролей  и сюжетов!Ну все одни и те же: любовница-обманутая жена, подруги – отбила парня, супруги – нет секса, деньги, алкоголизм, измена с другом! Я в курсе 36 сюжетов Ж.Польти! Если сложно импровизировать необычную тему (а ведь ой как сложно оказывается часто!), то пользуйся обычной жизненной ситуацией, но покажи ее  под неожиданным углом! Как к примеру, вчера замечательно была сыграна проблема отсутствия секса в семье из-за того,что муж – гинеколог и ему хочется поговорить, а не снова туда смотеть и дома,  на работе. Как прикольно было обыграно собеседование “приходом” персонажа (возможно и наркотическим) и порталом с ангелами! Мы на последних секундах думали уже, что это добрая сказка и нам так захотелось поверить в этот портал! И как красиво и утонченно смотрится банальная ссора и выяснение отношений между любовницей и женой, которые общаются не на повышенных тонах, а культурно и лишь играют оттенками голоса, но так захватывающе, что хочется  смотреть все дальше и дальше!

А идеи с использованием предметов и необычное мизансценирование! Это же было шикарно: коробка для сдачи батареек стала домом умершего дяди Васи и передачей по наследству бизнесом (и игра этот весь бред оправдала!) Или та же коробка, в которой мальчик зарабатывает деньги для Гринписа, а потом оказывается,что он хочет полететь в космос? А разбросанные стулья и больная кошка, которая съела денежную заначку?

Спасибо за шикарный вечер!